Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
8 ноября 2015, 21:12

Международная комиссия прорабатывает три основные версии гибели лайнера «Когалымавиа» в Египте

Версии причин катастрофы сейчас отрабатываются все. Понятно, что разбирательство может занять месяцы, но уже официально представлены данные расшифровки одного из "черных ящиков", а второй – причем, речь идет именно о речевом самописце - поврежден, но и с него удалось снять информацию.

МАК заявляет, что, судя по анализу данных, все системы самолета в полете работали безотказно. Это официальное заявление. Неофициальные появляются ежедневно - некая группировка "Вилаят Синай" заявляет, что это - ее рук дело.

Британские и американские СМИ публикуют некие утечки из спецслужб и тоже утверждают - теракт.

Некий египетский источник в комиссии заявил, что на 90% уверен - это бомба. В пользу этой версии говорят заявления о том, что на месте катастрофы обнаружены предметы, не имеющие отношения к конструкции самолета. Что это - неизвестно, но в Москву даже отправлены образцы грунта с места крушения, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие взрывчатки на борту.

Несомненно, заявлений по ходу расследования будет еще много. Помимо конспирологов, которые спекулируют на утечках из неких источников, есть еще и политические, и экономические интересы сторон. Интересы производителя, который бьется за репутацию, перевозчика, которому выгодней теракт, чем поломка, политиков, которым хотелось бы спровоцировать Москву на жесткие шаги, Египта, для которого имидж страны, опасной для туристов, гибелен.

Именно поэтому сегодня необходимо собрать реальные доказательства и отработать все версии, мелочей в таком расследовании нет. Какие реальные улики уже на руках у следствия?

"Там, куда мы сейчас поедем, останков, вероятнее всего, нет. Это вещи, которые вылетели из багажного отделения на большой высоте", - говорит один из спасателей.

Косметичку с разбитым флаконом духов – их запах в Синайской пустыне столь же неестественен, как и вид лежащей рядом детской книжки на русском - нашли примерно в восьми километрах от места падения основной части "аэробуса". Еще в начале недели считалось, что больше искать ничего уже не имеет смысла. Но, как выяснилось, достаточно крупные фрагменты, такие как кресла или крышка багажного отделения, нашли гораздо дальше. Именно поэтому зону поисков увеличили почти в три раза - до сорока квадратных километров.

То, что самолет развалился на части на большой высоте, стало ясно сразу же после его обнаружения. Выгоревший полностью фюзеляж с крыльями лежал на земле отдельно. Нетронутая огнем хвостовая часть - в нескольких километрах.

Докладывая президенту о ходе поисковых работ, министр транспорта рассказал и о координации с египетскими властями, все-таки Синайская пустыня – место неспокойное, здесь военные Египта периодически сталкиваются с террористами, и о найденных практически сразу бортовых самописцах рухнувшего самолета.

"Черные ящики" были найдены в первый день. Они получили незначительные деформации. В ближайшее время после прибытия всех сторон, которые требуются для проведения исследований, записи начнут расшифровываться", - сказал Максим Соколов, председатель комиссии правительства РФ по расследованию авиакатастрофы самолета Airbus A321 в Египте, министр транспорта РФ.

"Мне вчера министр докладывал о ходе этих работ. Вам, как руководителю рабочей группы, хочу сказать, что эта работа, безусловно, должна продолжаться до тех пор, пока мы полностью не будем уверены в том, что этот этап завершен. И прекращать ее раньше времени, конечно, не следует, по формальным соображениям", - отметил Владимир Путин.

Версий катастрофы было всего три. Собственно, они остаются и до сих пор. Комиссия не исключают ни одну - ошибка пилотирования, техническая неисправность или теракт. Те самые "черные ящики", о которых президенту докладывал Соколов, особой ясности пока не добавили. Тот бортовой самописец, что контролировал параметры полета, судя по утечкам в прессу, никаких нарушений во время всего полета не показывал и резко прекратил запись, как только у самолета оторвался хвост. Самописец располагался как раз там. Речевой же, записывающий переговоры пилотов в кабине, пока, по официальным данным, расшифровать до конца не удалось. Он все-таки получил повреждения. Но, судя по заявлению главы международной комиссии, расследующей эту катастрофу, египтянина Айман аль-Мукаддама, на записи есть посторонние звуки.

"На последних нескольких секундах записи бортового самописца, записывающего переговоры экипажа, наблюдается шум. Будет проведен спектральный анализ в специальной лаборатории, которая позволит выявить природу данного шума", - рассказал он журналистам.

Куда конкретнее о характере звука сегодня высказалось информационное агентство "Рейтер", ссылаясь на свой источник в международной комиссии, расследующей катастрофу.

"Показания "черного ящика" и анализ звука указывают на то, что это была бомба" - сказал египетский член следственной группы, попросивший не называть его имени. "Мы на 90% уверены, что это бомба", - говорится в сообщении агентства.Британское издание "Санди Таймс" при этом даже сообщило имя террориста, якобы подорвавшего самолет, и опубликовало его фотографию, правда, заретушированную - с подписью: "Главарь группы террористов Абу Осама аль Масри, египетский проповедник, вставший под знамена ИГИЛ в прошлом году в Сирии".

Журналисты "Санди Таймс" пишут, что еще в середине недели руководители спецслужб Великобритании готовы были для поимки Абу Осамы Аль-Масри, чье имя дословно можно перевести, как "Отец Осамы Египетский", выслать в эту страну подразделение элитных спецслужб Королевства. При этом следует подчеркнуть, что следы взрывчатки специалисты искали с первого же дня.

"Российскими специалистами сделаны смывы и соскобы со всех фрагментов самолета, багажа и грунта. Еще раз подчеркиваю, необходимые пробы взяты со всех элементов, где могут быть следы взрывчатки. Все эти пробы доставлены в Москву и в настоящее время тщательно изучаются. К этой работе привлечены лучшие высококлассные специалисты, используется самое современное техническое оборудование. Могу со всей уверенностью сказать: если следы взрывчатых веществ есть, они точно будут обнаружены", - сообщил министр РФ по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков.

Впрочем, звук, который есть на расшифровке речевого самописца, вовсе и не означает, что в самолете сработала именно бомба, которую террористы могли заложить или в багаж – багажное отделение, судя по схеме, заканчивается как раз над местом, где произошел отрыв хвоста, или, к примеру, пронести в салон вместе с бортовым питанием – кухня тоже в конце салона. Взрыв мог произойти и по иной причине. Ведь еще в первый день после катастрофы специалисты заговорили о так называемой "взрывной разгерметизации".

Что это такое, легко можно показать на примере воздушного шарика. Условно, это герметичный корпус самолета, давление внутри которого отличается от наружного. У специалистов даже есть такая фраза "надуть корпус", то есть, сделать давление внутри максимально комфортным для пассажиров. Если происходит медленная разгерметизация, ничего страшного с корпусом не происходит. Просто воздух выходит наружу с характерным звуком. В истории авиации есть несколько случаев, когда самолеты вполне благополучно приземлялись даже без части своей обшивки. Но если на корпус воздействовать резко, даже точечно, может произойти взрыв. Это и есть "взрывная разгерметизация".

Причин, по которым корпус самолета стал бы разрушаться после "взрывной разгерметизации", на самом деле, множество - от заложенной на борту бомбы небольшого размера до обсуждаемой в первые же часы после катастрофы версии о конструктивных нарушениях самолета, вызванных аварией 2001 года. Тогда этот "аэробус", летавший под флагом Ливанских авиалиний, ударился хвостовой частью о взлетно-посадочную полосу. Несмотря на ремонт, вполне возможно, микротрещина могла остаться как раз в хвостовой части.

"Микротрещина за этот период могла вырасти в дополнительный дефект конструкции, силовой конструкции воздушного судна, и на определенной высоте, как было заявлено, на высоте 9 тысяч метров при надуве фюзеляжа для создания нормальной атмосферы для пассажиров, возможна версия, что произошел излом, микротрещина превратилась в громадный дефект", - предполагает Герой Российской Федерации, летчик-испытатель Анатолий Кнышов.

"Мгновенное давление, которое разрывает фюзеляж, отрывает люки, двери вырывает, может мгновенно повредить всех пассажиров, экипаж тоже. Взрывная разгерметизация - это очень страшная вещь на высоте 10 тысяч метров", - поясняет заслуженный пилот России, член комиссии при Президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник.

Такое развитие ситуации, возможно, объясняют и сообщения о том, что якобы не только "черный ящик" записал странные звуки, но и диспетчер слышал их в эфире. Командир экипажа мог потерять сознание, не успев послать сигнал бедствия.

"Просто так услышать шумы диспетчер просто не мог. А это возможно только в одном случае - если, допустим, что-то случилось на борту. Взрыв, мгновенная разгерметизация, кто-то из членов экипажа схватился за ручку управления, на "Airbus" нет штурвала, там есть джойстик, ручка управления, и на этой ручке находится кнопка радио. И кто-то из членов экипажа пытался доложить, нажал эту кнопку радио, и, может быть, остатки этого шума услышал диспетчер", - говорит заслуженный пилот РФ Петр Марченко.

Впрочем, у этой версии есть недостатки. Несмотря на то, что история с приземлением в 2001 году разбившегося "аэробуса" на хвост - происшествие серьезное, тем не менее, подобных "жестких посадок" в мире множество. Бывает, что борт списывают. Но, куда чаще ремонтируют. Даже такая жесткая посадка на хвост позволила одному из "Боингов-747" поработать на линиях после этого почти 20 лет. Достаточно взглянуть на фотографии. В марте 2012 года этот самолет въехал в ангар, приземлившись на брюхо. Повреждения с виду ужасные. Но он благополучно продолжает летать до сих пор, поменяв несколько авиакомпаний и расцветок, или как их называют летчики –ливрей. И таких историй не один десяток. Даже замеченные блогерами на фотографиях в интернете закопченные и проржавевшие участки у основания хвоста "аэробуса", в том месте, где находится так называемая ВСУ - вспомогательная силовая установка, обеспечивающая самолет электроэнергией на стоянках - по мнению специалистов, не могли привести к катастрофе. Слишком уж частое явление на стоянках - подобные огненные выхлопы.

"Блок вспомогательной силовой установки не может спровоцировать этот внезапный взрыв на борту. Во всех случаях, когда были проблемы с этим блоком или с литиевыми аккумуляторами, сначала срабатывала сигнализация "Пожар на борту" и "задымление", - говорит основатель сайта авиа-происшествий Антонио Бордони.

Но ничего подобного бортовые самописцы не зафиксировали, как не зафиксировали они никаких изменений и в работе двигателей. Самолет штатно на автопилоте набирал высоту. Это отметает и первоначальную версию о взрыве двигателя.

"Было сказано, якобы экипаж каким-то египетским техникам говорил о проблемах с двигателем. Я со всей ответственностью заявляю: никакие египетские техники к нашим самолетам не подходят. Наши самолеты обслуживаются только нашими специалистами. Касательно жалоб на двигатели - в Следственный комитет мы представили бортжурналы за последние пять полетов. Ни одного замечания в бортжурнале от экипажа ни по каким системам не было", - сообщил заместитель генерального директора по инженерному обеспечению авиакомпании "Когалымавиа" Андрей Аверьянов.

Полностью отметена и версия о поражении самолета из переносного зенитно-ракетного комплекса террористами, воюющими с египетскими властями на территории Синайского полуострова. До такой высоты, на которой летел самолет, ПЗРК террористов, заявивших о том, что это они уничтожили самолет, при всем желании достать не может. Более мощных систем у них на вооружении нет. Нет до сих пор и достоверных подтверждений и о срабатывании взрывного устройства на борту, кроме нескольких отверстий в корпусе. На фотографии отчетливо видно, что обшивка вокруг отверстия вывернута краями наружу - то есть, фюзеляж буквально прошит изнутри каким-то предметом, обладающим большой плотностью. Что могло так пробить корпус изнутри, сейчас и выясняет комиссия. Ведь в оторванной хвостовой части самолета нет следов ни взрыва, ни пожара. Но, достигнув высоты 9414 метров, самолет неожиданно начал резкое, почти отвесное снижение.

"Очень резкое падение скорости произошло и дальше со снижением. Самолет практически тормозился, но тормозиться он может только в том случае, если он будет каким-то образом вращаться. У него керосина там огромное количество в баках, и при разрушении конструкции возникает керосиново-кислородная смесь. Получается фактически объемный взрыв, никуда от этого не денешься", - говорит заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболотский.

Примерно так и произошло в 2009 году. Подготовка к параду в Иране. В кадре появляется падающий самолет без хвоста. Это самолет иранских ВВС. И это не замедленная съемка. Белый шлейф от крыльев - это не дым, а та самая керосиново-кислородная смесь. То есть, вырывающийся из салона воздух плюс топливо. Взрыв и возгорание произошли уже на земле.

"Если хвост оторвался, то никакой управляемости нет. Это уже просто кусок металла летит вниз, и все. Глупость говорить о том, что там большая компания, маленькая компания, подготовлен, не подготовлен экипаж - здесь уже никакого значения не имело", - говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник.При этом западная пресса сообщила о том, что космическая разведка США зафиксировала вспышку над Синайским полуостровом, когда там находился борт "Когалымавиа". Из чего американские СМИ заключили - это еще один довод в пользу теракта. Если это, все-таки, так, то почему террористы взорвали именно российский самолет? Ведь коалиция во главе с США вот уже полтора года сообщает о том, что наносит удар за ударом по позициям ИГИЛа и даже отчитывается об успехах.

Либо эти отчеты - фикция, и военная операция России в Сирии, продолжающаяся всего чуть больше месяца, нанесла террористам куда больший урон, либо можно предполагать наличие неких "грязных" договоренностей. Исключать последнее нельзя, учитывая неоднократно всплывающие совместные фотографии представителей американского истеблишмента, позирующих совместно с главарями террористов. Речь, прежде всего, о сенаторе Маккейне - главе Комитета по делам Вооруженных сил США, позирующего с одним из лидеров ИГИЛ Абу-бакром Аль Багдади.

В любом случае, версия о том, что на борту российского самолета был именно теракт, по-прежнему остается лишь одной из версий, которую рассматривает комиссия, расследующая эту катастрофу. Тем более, что никаких подтверждений этого, даже несмотря на высказывание министра иностранных дел Великобритании, нет.

"Получается, что эту информацию, если она есть, а судя по тому, что все-таки ее озвучил глава внешнеполитического ведомства, она есть - эту информацию никто российской стороне не передал. Обращаемся ко всем государствам, у кого есть какая-то официальная информация, кто может предоставить эти данные российской стороне, потому что для нас установление истины в этом деле, в этой авиакатастрофе - это серьезнейший вопрос", - заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Россия, в любом случае, доведет это расследование до конца, опираясь исключительно на объективные и подтвержденные данные, а не намеки. Что же касается Великобритании и США, то пока никаких официальных сообщений о передаче информации, позволяющей пролить свет на эту катастрофу, от них так и не последовало.

Читайте также: