В приграничных районах Мурманской области скопились сотни беженцев, стремящихся в Норвегию
Один из маршрутов, по которому беженцы из Африки и с Ближнего Востока пытаются попасть в Европу, пролегает через российское Заполярье. В приграничные районы Мурманской области прибыли уже сотни людей - их путь лежит дальше, в Норвегию. Но попасть туда, оказывается, непросто.
В Заполярье уже самая настоящая зима — выпал снег. И самый ходовой товар в местных магазинах - снегоходы, санки и, как ни странно, велосипеды. Кассу магазину в приграничном городе Никель делают покупатели с Ближнего Востока и Африки — им всем нужен велосипед, чтобы доехать отсюда до норвежской границы и пересечь её, как того требуют правила, на любом транспортном средстве.
"Кого только нету, все — сирийцы, иранцы, африканцы. То есть, много очень национальностей. Но так вот по ним особо не различить. Берут все — главное, чтобы ехали, чем дешевле, тем лучше. "Они, может быть, в гостинице отдыхают немного, и оттуда уже до границы на велосипеде сорок километров", - говорит продавец велосипедов Михаил Богданов.
Патрик из далёкой Африки всего несколько раз прежде катался на велосипеде, а снега до этой недели и вовсе никогда не видел. Старенький минский "Аист" со спущенным задним колесом стал для него сущим наказанием. Но уже через час он освоился и довольно лихо вписывался в повороты на улицах заполярного города Никель.
Для беженцев местные скалистые пейзажи - всё равно что поверхность неизвестной враждебной планеты. Чтобы преодолеть сорок километров по снегу до норвежской границы, нужна хоть какая-то тренировка. Возле местной гостиницы, молодые мужчины осваивают двухколёсные байки. Про безопасный и относительно дешевый северный маршрут в Европу они узнали из средств массовой информации.
"Норвегия. Они принимают ровно восемь тысяч человек беженцев. В первую очередь сирийские, афганские и иракские. И остальные короче. Они могут закрыть границу, когда выберут квоты. До 4 января, у нас есть информация", - говорит один из беженцев.
Большинство беженцев здесь из Афганистана. 12 лет контртеррористической операции под руководством США и Великобритании не сделало их жизнь на родине хоть сколько-нибудь безопасной. Поэтому афганцы используют любую возможность покинуть свою страну. И Россия для них удобный трамплин — многие учились в русских школах, у некоторых тут живут родственники и знакомые.
"Сарафанное радио сработало. Народу приезжает больше, и граница не успевает пропускать столько народу, поэтому создаются условия, что кто-то за деньги должен очередь покупать", - говорит один из них.
Как это часто бывает, появились люди, которые ищут возможность заработать на безвыходном положении беженцев. Ходят какие-то списки, без которых из гостиницы не выпускают — ни пешком, ни на велосипеде. Суммы за переход называют разные. Говорят, что за тысячу долларов хоть сегодня будешь в Норвегии.
"Отсюда бесплатно никто тебя не отправит до автобуса. Все равно мы велосипеды покупаем. Главное, что они не отпускают много народа отсюда — у нас срок закончился. Вот у моего друга виза осталась два дня", - говорит Исмат.
Но даже эти условия не сравнить с тем, что творится на границах Словении, Хорватии и Венгрии. Поэтому заполярный посёлок Никель, в котором и своих проблем немало, стал заветной целью для тысяч беженцев. Сколько ещё будет открыто это "окно в Европу", никто не знает. Но поток беженцев через Мурманскую область растёт с каждым днём.