Сотрудники МЧС работают с крупными частями фюзеляжа потерпевшего крушение самолёта
Российские спасатели совместно с египетскими коллегами обследовали уже примерно половину территории, определённой как район крушения лайнера. Сотрудники МЧС работают с найденными крупными частями фюзеляжа. Для доставки личных вещей погибших организован транспортный коридор до аэропорта Каира. Версии относительно того, что случилось в небе над Синаем в минувшую субботу, по-прежнему самые разные.
12 крупных фрагментов лайнера найдено. Поиски продолжаются. После завершения операции предстоит сделать так называемую выкладку самолета. То есть в одном месте разложить обломки в виде самого лайнера. Эта процедура дает возможность понять, как происходило разрушение корпуса.
"Зона поисковых работ составляет более 20 квадратных километров. Для сплошного сканирования района будут применяться беспилотные летательные аппараты", - говорит врио начальника Национального Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России Алексей Смирнов.
В мировой прессе эту трагедию называют катастрофой при идеальных условиях. Погода солнечная, видимость хорошая. Экипаж опытный: у командира налет более 12 тысяч часов. Самолет набирает высоту. Занимает эшелон. Высота 9 тысяч метров. Как подчеркивают и российские, и зарубежные эксперты, это едва ли не самый безопасный момент полета.
"Самолет находился в воздухе примерно 23 минуты. К этому моменту он уже на автопилоте. Он достигает своей крейсерской высоты, и мало что может пойти не так", - отмечает эксперт в области авиации, журналист CNN Ричарт Куэст.
Однако в этот момент самолет начинает падать. В первые часы после катастрофы была информация, что экипаж передал сообщение о неких технических проблемах. По заверениям египетской стороны, летчики не подавали сигнала бедствия.
"Дефицит времени заставил экипаж динамически работать внутри кабины, наверное, не хватило времени, чтобы нажать кнопку и дополнительно что-то сообщить в эфир для того, чтобы наземные службы получили достаточную информацию ", - говорит заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама", генерал-майор, заслуженный летчик РФ Владимир Попов.
На основании этих немногочисленных фактов журналисты и эксперты пытаются понять, что случилось с лайнером. Пока с уверенностью можно лишь говорить о том, что самолета разрушился в воздухе. Издание "Коммерсант" называет три самые вероятные причины: ударная волна небольшой бомбы, заложенной в багаж лайнера; оторвавшиеся детали двигателя или возникшие в несущих конструкциях усталостные трещины. В пользу последней версии, по данным газеты, говорит тот факт, что обломки "Эйрбаса" разбросаны на территории, представляющей собой вытянутый эллипс длиной около 8 км и шириной около 4 км. Точно такая же картина была при крушении Ан-24 в 1997 году. Тогда было установлено, что в полете произошло разрушение фюзеляжа в районе туалетной кабины и отделение хвостовой части.
"Расследователи установили, что у фюзеляжа самолета были "глубокие очаги коррозии, возникшие во время его эксплуатации в африканских странах". Персонал во время техобслуживания самолета не заметил проблему, скрытую в "труднодоступных зонах подпольной части фюзеляжа", и при увеличении нагрузки на конструкции во время полета самолет разрушился. Тогда эксперты подтверждали свою версию, в том числе формой разброса обломков Ан-24, описывая ее как эллипс с осями 10,5 км на 2,5 км", - говорится в статье "Коммерсанта"
Разбившийся "Эйрбас", по некоторым данным, ударился о полосу хвостовой частью при посадке в Каире в 2001 году. Эксперты предполагают, что инцидент привел к нарушению геометрии конструкции. Другой причиной разгерметизации мог стать неисправный двигатель. После его разрушения оторвавшаяся турбина может разрезать фюзеляж. В обоих случаях, возникает вопрос к тем, кто проводил техническое обслуживание самолета. По данным владельца судна, лайнер тщательно проверяли, совсем недавно он прошел так называемое тяжёлое ТО, во время которого все узлы и детали обследуют досконально. А сертификат летной годности обновлен в этом году в Ирландии. Как считают в авиакомпании, которой принадлежал "Эйрбас", причина крушения - другая.
"В воздухе самолёт разрушиться от каких-либо отказов не может. Если не брать какие-то фантастические версии, теоретически можно самолёт разрушить выходом на большие перегрузки. Самолёта "Аэробус А320" - это очень надёжный самолёт, в законы управления которого внесены так называемые защиты, они не дадут выйти самолёту на большие перегрузки даже при грубой ошибке в технике пилотирования пилотом. Поэтому единственной объяснимой причиной разрушения самолёта в воздухе может быть определённое воздействие, чисто механическое, физическое воздействие на воздушное судно", – сказал заместитель гендиректора по организации лётной работы "Когалымавиа".
В день катастрофы ответственность за падение лайнера взяли на себя боевики террористической группировки ИГИЛ, запрещенной в России. Местность, где все произошло, частично под контролем радикалов, связанных с так называемым "Исламским государством". Версию о том, что лайнер могли сбить из переносного зенитного ракетного комплекса, эксперты опровергли. Для этого вида орудия самолет летел слишком высоко. А более мощных средств противовоздушной обороны у террористов в том районе нет. А вот взрыв бомбы на борту лайнера специалисты не исключают. В качестве аргумента приводят случай с катастрофой Боинга-747 в Шотландии в 1988 году. Тогда только разложив фрагменты самолета, эксперты обнаружили небольшое отверстие. Так была установлена причина крушения - взрыв замаскированной небольшой бомбы. По мнению командира экипажа, летавшего над Египтом, одной из причин катастрофы могло стать неожиданное сближение с военным самолетом.
"Что-то происходило в кабине самолета – или экипаж начал экстренно уходить от какого-то препятствия с резким набором высоты, при этом появилась огромная перегрузка больше 4 единиц, и, возможно, какая-то остаточная трещина осталась после предыдущей катастрофы, и хвост начал разрушаться", - говорит бывший командир судна Александр Романов.
Согласно международным правилам, расследование организовывает государство, где произошла катастрофа. В комиссию входят эксперты из России - страны, чьи граждане погибли, Франции - государства-разработчика самолета и Ирландии - там "Эйрбас" был зарегистрирован. "Когалымавиа" приобрела лайнер в лизинг. Чтобы установить все обстоятельства крушения, может понадобиться несколько лет. Первые официальные данные появятся после расшифровки черных ящиков. Они практически не повреждены, сейчас с ними работают специалисты.