В Севастополе чтят память погибших при взрыве линкора «Новороссийск» в 1955 году
На Черноморском флоте сегодня проходят памятные мероприятия. 60 лет назад произошло событие, которое считается одним из самых трагических в военной истории - погиб линкор "Новороссиск". Взрыв унёс более шестисот жизней. До сих пор ходят споры, что это было - случайность или диверсия?
Встреча на Графской пристани и поход памяти к месту гибели линкора "Новороссийск" для них - священная традиция. Историю экипажа спустя 60 лет родственникам приходится собирать по крупицам, из рассказов тех кто чудом выжил.
Вечером 28 октября 1955 года лучший в послевоенные годы советский линкор возвращался со стрельб в севастопольскую бухту. В 1 час 31 минуту, когда большая часть личного состава уже спала, под носом корабля раздался мощнейший взрыв. В пробоину размером более 150 квадратных метров хлынула вода. Счет убитых и раненых шел на сотни.
"Когда взрыв произошел, дверь заклинило, они там плакали, кричали, невозможно было, их заливало, и залило их водой. Все утонули", - рассказывает старший матрос линкора "Новороссийск" Виктор Салтыков.
"Ил, кровь… Начали мы раненых вытаскивать из кубрика, на баркас и на Госпитальную возили", - вспоминает Авенир Лисавин, матрос-моторист линкора "Новороссийск".
Самая масштабная катастрофа в мирное время на внутреннем рейде Севастополя. Памятник затопленным кораблям, и в километре от него, вернувшись с учений, становится "Новороссийск", на третьей бочке. До берега - 120 метров. После взрыва командование решило до последнего бороться за спасение корабля. Команда об эвакуации так и не прозвучала. На рассвете 29 октября 1955 года линкор перевернулся через левый борт и мачтами уперся в морское дно.
"На следующие сутки слышно были в отсеках - люди стучали, на третий день вывели двух человек из воздушной подушки", - вспоминает старший лейтенант линкора "Новороссийск" Юрий Абрамов.
Тайна гибели линкора до сих пор не раскрыта. С годами множатся только версии. "Новороссийск", он же - бывший итальянский линкор "Юлио Чезаре", в 1949 году был передан СССР в счет репараций. После ремонта в севастопольских доках он занял место флагмана Черноморского флота. Зенитчик "Новороссийска" Виктор Иванович Салтыков уверен, что взрыв организовали иностранные подводные диверсанты.
Валерио Боргезе, командовавший 10-й флотилией итальянского спецназа, якобы обещал отомстить коммунистам за линкор. Один из его сообщников, Уго Д’Эспозито, пару лет назад в интервью итальянской газете косвенно подтвердил эту версию. А выжившим советским морякам прямо рассказал об участии итальянских боевых пловцов в гибели Новороссийска.
"Он подтверждает сам, что это итальянская работа. Я говорю - а вы не боитесь, что вас могут убить? А что, мне за 90, пусть убивают, он сказал", - рассказывает Виктор Салтыков.
План диверсии, по словам Уго Д’Эспозито, выглядел так. Торговое судно под итальянским флагом, действительно проходившее в те дни у Севастополя, имело двойное дно. Подводную лодку вместе с диверсантами сбросили у входа в бухту. Вход в неё, что подтверждено советской стороной, по неизвестным причинам 28 октября оставался вообще без охраны. Боевые пловцы из 10-й флотилии беспрепятственно установили взрывчатку - полторы тонны тротила они доставили на подлодке - и таким же образом ушли незамеченными обратно. По официальной версии, линкор подорвался на связке вражеских донных мин, оставшихся со времен войны.
"Одна мина не могла такие нарушение крейсеру нанести, это расчетами доказано. Произошел двойной взрыв, а может быть, и тройной взрыв. Я склонен доверять комиссии, что линкор погиб не в результате диверсии, а в результате именно подрыва на минах, немецких минах", - считает Виталий Юрганов, до 1990 года - начальник аварийно-поисково-спасательной службы Черноморского флота.
Фрагменты линкора, поднятые со дна Севастопольской бухты, впервые выставили на обозрение. Возможно, часть уцелевшей обшивки и редкие документы помогут пролить свет на истинную причину трагедии, унесшей жизни более 650 черноморцев.