Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
19 октября 2015, 18:11

В Ново-Огарёве на высшем уровне обсуждали развитие рыбной отрасли

Владимир Путин провёл заседание президиума Госсовета, на котором говорили о проблемах добычи, судостроения и переработки. Весь этот комплекс нерешённых проблем в итоге привёл к тому, что сейчас на нашем рынке две трети продукции - это импорт - дорогой и не всегда качественный.

Ловись рыбка большая и побольше. Но не норвежская форель или сёмга. Не сибас или дорадо из Испании. В ближайшее время на прилавках магазинов должно появиться много российской рыбы. Владимир Путин, открывая сегодня Президиум Госсовета, объявил об изменениях, которые ждут участников рыбной отрасли.

"Главная цель нашего заседания - определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией. Решения именно этой задачи как раз люди от нас с вами и ждут. На российских прилавках по-прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар. Да еще и не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения. Причин здесь много. К примеру, формирование, оформление судна с уловом в зарубежных портах осуществляется за несколько часов, а в российских - в течение суток, правда, несколько лет назад было еще дольше", - сказал Президент.

Минпромторг и Минсельхоз договорились: с 2018 года выдавать квоты будут только тем компаниям, которые имеют собственные суда. Построенные к тому же на российских верфях. У рыбаков этот принцип называется "квоты под киль". Правило - много рыбы выловил в предыдущие годы – и вновь выходи в море - показало свою неэффективность.

"Я помню, как мы дискутировали на этот счет в 2007 году, помню, как мне говорили тогда, что нужно перейти на исторический способ выдачи квот и как все мы после этого возрадуемся, как всем будем хорошо. Ну, действительно, есть такие люди, которым очень хорошо, но нужно теперь распределить это "очень хорошо" на все население страны", - сказал Владимир Путин.

Новый механизм господдержки прозрачен: если предприятие построило судно и ввело его в эксплуатацию, то ему выделяется квота господдержки. Несколько крупных игроков отрасли уже готовы вложить 60 миллиардов рублей в строительство первых 15 судов. Чем быстрее их спустят на воду - тем лучше.

"Износ отечественных судов приближается к критическим 90%, они не только экономически неэффективны, но и небезопасны для самих рыбаков, проблема обновления флота стояла так же остро и 8 лет назад, когда законодательно был закреплен исторический принцип распределения квот. И было много разговоров, что этот подход станет стимулом для активного участия рыбопромышленников в строительстве новых траулеров. Эти надежды не оправдались", - отметил Президент.

Владимир Путин призвал закрыть "лазейки" в законе для тех, кто использует рыбную отрасль только как средство личного обогащения. Это касается и так называемых рыбных рантье, которые уже ничего не ловят и не производят, а просто продают квоты третьим лицам. И законодателей, которые нередко лоббируют интересы компаний, не готовых работать по новым правилам.

"Я вас прошу при окончательных решениях исходить из согласованных позиций и из интересов работающих в отрасли людей и конечных потребителей продукции, что самое главное. На это обратить внимание – самое главное, и ни в коем случае не на интересы небольшой группы лиц, которые используют какие-то люки в законодательстве и занимаются только личным обогащением. На это ни в коем случае больше нельзя смотреть, нужно закрывать эти люки и делать это цивилизованно, не нанося, как я уже говорил, ущерба отрасли ни в коем случае. Но нужно совершенствовать законодательство с тем, чтобы отрасль работала на интересы российского народа", - сказал Президент.

Спекулянты, наживающиеся на рыбе, которая благодаря перекупщикам становится практически золотой, должны получить по рукам. Президент поручил разобраться, где в цепочке поставок рыбной продукции в магазины оседает прибыль.

"Как бы ни относились к транспортным тарифам, не они делают цену розницы, потому что они составляют меньше 10% от конечной розничной цены. Во-вторых, доля производителя составляет всего одну треть в конечной розничной цене. Эти ценовые чудеса означают, что где-то в цепочке, в логистике у нас концентрируются огромные деньги", – отметил помощник Президента Андрей Белоусов.

"Я встречался с главой компании "Маерск", это крупнейшая в мире транспортно-логистическая компания, мы были у них в штаб-квартире в Копенгагене, и я ему зада вопрос: вы что-то в своих реф-контейнерах в Россию возите? – Конечно, возим. – В рыбу возите? – Возим. – Откуда? – Из Чили. Чилийский сибас поставляется в РФ реф-контенерами. Посмотрите по расстоянию, где Чили и где Дальний Восток. Это условное название "Дальний Восток", он в три раза ближе, чем Чили. Тем не менее, сибас захватил наш рынок и направо-налево продаётся. Может, пора те же реф-контейнеры, по идее это дешевле будет, возить с Дальнего Востока, а не из Чили?" – сказал руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов.

Чтобы не допустить роста цен, в Федеральной антимонопольной службе уже рассматривают возможность субсидирования железнодорожного тарифа для рыбной продукции.

"Мы никогда не получим рыбу дешевого сегмента в Москве и других регионах основного потребления, если мы не будем субсидировать железнодорожный тариф. И дело здесь не в проблемах железнодорожников, это проблема всего российского государства, и для того, чтобы сбивать цены на другие белковые продукты питания, в том числе и на мясо, нам необходимо, чтобы в пиковые сезонные моменты чтобы субсидировался железнодорожный тариф", – отметил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

В свою очередь, глава Минсельхоза Александр Ткачев предложил ограничить госзакупки импортной рыбы. Речь может идти об огромных рынках сбыта. По предварительным оценкам, это 32 миллиона потребителей.

"Начиная от детских садов, школ, больниц, вузов, заканчивая вооружёнными силами МЧС. Если мы сможем обеспечить госзаказ и закупку отечественной рыбы и в целом продовольствия – мяса, молока, овощей, это будет серьёзный сдвиг для нашего рынка и сигнал, что государство действительно заинтересовано в производстве и поставках. То есть доля отечественный продуктов питания в государственных муниципальных учреждениях сегодня практически около 60%, а на фрукты и вовсе 20", - отметил он.

Договориться нужно сразу, что называется, на берегу. Государство создает инфраструктуру и причалы, а покупку, например, холодильников, должен взять на себя бизнес. Вложение - в будущее. Сейчас рыбакам выдается разрешение на вылов - на 10 лет. Минсельхоз и Росрыболовство предлагают увеличить этот срок до 15 лет.

Читайте также: