Поисковики обнаружили на дне Карского моря затонувшие в 1944 году корабли полярного конвоя
В истории Великой Отечественной войны стало одним пробелом меньше. В Карском море на глубине обнаружены корабли полярного конвоя, ушедшего на дно в 1944 году. Большой пароход и три тральщика были атакованы немецкими субмаринами. Тогда погибли не только военные, но также женщины и дети.
120 метров в длину. Под водой это судно выглядит гигантом, но в масштабах океана – песчинкой. Участники "Карской экспедиции" искали его несколько лет, совершили десятки экстремальных погружений, и вот водолаз прикасается к борту парохода, затонувшего 70 лет назад.
"Когда смотришь через монитор, это одни впечатления. Когда ты стоишь на палубе затонувшего судна – это, конечно, совсем другие ощущения. Пытаешься представить, как оно в свое время ходило по воде, участвовало в боевых сражениях. Какие люди могли здесь служить", - говорит руководитель водолазных работ "Карской экспедиции-2015" Валерий Ведерников.
Рядом на 50-метровой глубине локатор находит еще два объекта - затонувшие тральщики. Сомнений нет. Это конвой БД-5, погибший в августе 1944 года.
О сражениях в Заполярье известно немного. В основном – о героической обороне Кольского полуострова. Но линия фронта протянулась намного дальше - к берегам Ямала и Таймыра. На второй год войны немецкое командование направляет в Карское море тяжелый крейсер "Адмирал Шеер". Помимо охоты за нашими кораблями, ему ставится секретная задача: оборудование баз подводных лодок. На архипелаге Франца-Иосифа и на островах Новой Земли немцам удается скрытно устроить в скалах ремонтную мастерскую, склады, казармы. Через год сюда прибывает шесть модернизированных субмарин - так называемая "подводная стая "Грайф".
Конвой БД-5 из Северодвинска в Диксон вез продовольствие, стройматериалы и оборудование, в том числе, для только что открытого завода, выплавлявшего никель. Караван состоял из большого парохода "Марина Раскова" и трех тральщиков.
"400 человек – это гражданские: жены, дети тех сменщиков, кого на Диксоне меняли на полярных станциях. Продовольствие было – от носков до муки. Досок, что и позволило ей долго не тонуть. И три тральщика. Трудно представить – тральщик 50 метров, и на нем по 110-150 человек военных", - рассказывает руководитель "Карской экспедиции-2015" Станислав Жигалко.
В 60 километрах от острова Белый пароход "Марина Раскова" атакует подлодка. Он начинает тонуть. Один из тральщиков принимает выживших пассажиров. Но места мало. Мужчины остаются в шлюпках. Немецкие подводники видели, что на тральщике женщины и дети. Но во второй раз атакуют именно их. Корабль уходит на дно в считанные минуты. Третьей торпедой затоплен еще один тральщик, а затем и пароход.
Начинается шторм. Командир единственного оставшегося на плаву корабля принимает решение спасти хоть кого-то и уходит с частью пассажиров в ближайший порт. Ему грозит трибунал за самовольный выход из боя. Но через несколько дней он уйдет в море, догонит и потопит немецкую подлодку.
Оставшихся в море пассажиров БД-5 будут искать две недели. В ходе этой уникальной операции спасут 73 человека. Последнюю шлюпку обнаружил гидроплан подполковника Матвея Козлова. Летчики не только посадили свою амфибию на трехметровые волны, но и на руках перенесли в самолет выживших. А когда поняли, что не смогут взлететь, поплыли на гидроплане, как на лодке. 12 часов, сквозь шторм к берегу.
Гибель "Марины Расковой" стала крупнейшей военной катастрофой в Арктике. Погибло 377 человек, в том числе, 107 женщин и детей. Но на дне Ледовитого океана остаются еще десятки кораблей, участников героических сражений в Заполярье.
"Не столько поднять, сколько понять, где оно лежит… Хотя здесь, наверное, скорее, чтобы помнили. Чтобы знали. Вырастает поколение, которое не помнит, как это было", - говорит Станислав Жигалко.
Водолазы "Карской экспедиции" установили на кораблях памятные таблички. Координаты отмечены на карте, и по морскому праву, отныне они считаются братскими могилами.