Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 октября 2015, 22:34

Кружок умелые руки — заплатка на кастрюле снова в моде у тех, кто хочет продлить историю вещей

Бога нет, наука сможет все, а компьютеров человек должен бояться - это тезисы интервью Стивена Хокинга испанской газете "Эль-Паис". Всемирно известный физик на этот раз пытается предупредить человечество - прогресс идет семимильными шагами, все уповают на высшие силы, которые следят за тем, что человечество с собой делает, и надеются, что до последней черты не дойдет. Но, уверяет ученый, это - самообман. Человек совершенствует компьютер, который скоро станет самостоятельным и поймет, чего он сам хочет. И окажется, что хочет он того же, что и человек - быть хозяином планеты.  А людей с нее просто выселят в лучшем случае.

И мало кто задумывается о том, что компьютеры уже умеют следить за своими хозяевами, смартфоны уже могут делиться персональными данными. Те, кто по-настоящему любит хранить секреты, за большие деньги готовы выкупать компьютеры с программами старого образца, выпущенными тогда, когда машины еще не были такими любопытными и самостоятельными. Ремонтируют их, увеличивают мощность - и чувствуют себя в безопасности.

Так, на раз-два, говорит, и починил плиту, которую принес с улицы. Кто-то выбросил. Свою прежнюю сдал в металлолом — ремонту не подлежала. В доме работает все, что было сломано, и поэтому оказывалось в мусорном контейнере. Дрель тоже получила вторую жизнь, причем пришлось перепаять только провод. Из бытовой техники в доме Евгения Завьялова то, что куплено в магазине, пожалуй, только микроволновка. Все остальное подобрал и починил. Конечно, это крайности. Но все популярней становится сама идея чинить — нельзя выбрасывать, словно вызов обществу потребления, в котором ремонтировать не принято.

"Меня поражает, как люди выкидывают сломанные вещи так быстро и даже не утруждаются починкой. Это становится нормой, когда что-то ломается думать: "О, мне нужна другая". Но многие просто не знают, как чинить, у них нет инструментов, нет времени. В большинстве случаев проще купить новую вещь. Но думаю, люди все еще чувствуют, что это ненормальная ситуация", - говорит автор концепции "Кафе ремонта" Мартин Постам.

Мартин Постам говорит — хотела что-то изменить. Так у нее и появилась идея — "Кафе ремонта". Смысл в том, что в определенные день в арендованном кафе собираются те, кто умеют чинить, и помогают тем, кто хочет отремонтировать свою вещь. Все бесплатно. Кофе-чай, паяльники, отвертки... Разговоры, конечно, о ремонте.

Организаторы говорят: большинство из тех, кто умеет ремонтировать и вообще не боится открыть и заглянуть внутрь, — люди старшего поколения. Ведь раньше к вещам было совершенно иное отношение. Да и сами вещи  были куда надежнее, рассчитанные на длительное использование. Порой, даже не одним поколением. И вот, похоже, идея давать вторую жизнь вещам сама обретает вторую жизнь.

"Первое "кафе ремонта" открылось в октябре 2009-го, почти 6 лет назад. Это обернулось большим успехом, много людей пришло, приносили сломанные вещи, чинили их, говорили о ремонте. Я решила, что нужно дальше распространять эту идею, чтобы больше людей могло бы насладиться починкой в своем районе", - рассказывает автор концепции "Кафе ремонта" Мартин Постам.

Насладиться починкой — это, кажется, становится трендом. Амстердам, Берлин, Париж, Лондон, Нью-Йорк... На сегодняшний день работает 830 таких кафе ремонта в 18 странах.

В России таких кафе пока нет. Евгений Завьялов из Челябинска улыбается: ничего страшного, мы и сами с руками. Говорит: чинит для души. Нравится. В свободное время осваивает ремонт все более и более сложной техники. В Интернете есть немало тематических сообществ — схемы, советы, как найти и исправить поломку.

"Знакомые, друзья приносят починить что-то. Люди постоянно выкидывают из-за мелочи, которую можно элементарно... Припаяв проводок, болтик прикрутив, вещь обретет вторую жизнь", - говорит Евгений Завьялов.

"Есть такой волнообразный интерес ухода от общества потребления. И есть ощущение, что сейчас начнется или уже началась волна такого интереса. Связано и с усталостью эмоциональной, и социально-экономическими причинами, которые тоже сейчас более резко проявляются", - поясняет научный сотрудник Социологического института РАН Анна Яковлева.

В этих условиях производителям приходится бороться. Товары делаются таким образом, чтобы выходили из строя чаще. Есть даже термин "планированное старение" - срок службы  ограничен. А отремонтировать или слишком сложно — не выпускают комплектующие, или стоил бы он слишком дорого. Есть еще понятие "блочный ремонт" - когда в фирменном сервисе предлагают поменять сразу блок, хотя в нем перегорела одна микросхема. Часто получается так, что новый, скажем, телевизор обойдется чуть ли не дешевле. И, конечно, эта мысль сама придет - отправиться в магазин.

Девиз общества потребления: "Тележка не должна быть пустой!" Поэтому человеку постоянно предлагают что-нибудь купить. Чаще новинку. К примеру, смартфон. Уверяют: он лучше прежнего. И как это знакомо: новинку кажется только-только освоил, привык, а телефон или начал подвисать, или вовсе сломался. Производители говорят — его время истекло, он старый. Но вот появилась уже новая модель – конечно, лучше прежней и ее необходимо купить.

"Все эти акции, что выходит новинка, это больше маркетинговые ходы. Потому что, как правило, ничего капитально нового из смартфона в смартфон не выходит, это вариации старого. Тем не менее, для того, чтобы продавать, маркетологи работают и работают над программами, как выход новой продукции, расширение ассортиментной линейки. Это всегда очень выигрышно смотрится на рынке", - отмечает Ольга Тимофеичева, исполнительный директор маркетинговой компании.

От сложного к простому. Андрей Будилов говорит - все эти смартфоны, когда в одном и телефон, и фотоаппарат, и планшет, просто не выдерживают. В первую очередь батареи. Причем подводят в самый неподходящий момент.  Поэтому, когда смартфон сломался, купил что попроще.

"Сейчас я использую телефон кнопочный, старый для сообщений и для звонков. Мне этого достаточно, тем более он держит аккумулятор до 3-4 дней", - говорит Андрей Будилов.

Отказ от престижных новинок в пользу практичных. Отказ от брендовых, но не всегда нужных вещей. Конечно, говорить о трансформации общества потребления преждевременно, но это тенденция - все больше людей, отходят от навязанной схемы "купил — использовал - выбросил". После нахлынувшей волны изобилия товаров, которая в последние десятилетия захлестнула общество, оно словно постепенно приходит в себя.

"Чем здоровее психически человек, тем у него внутреннее содержание меньше связано с внешними обстоятельствами.. Чем инфантильнее общество, тем для него важнее новые вещи, престижные вещи. Но общество взрослеет, и человек начинает поворачиваться к себе: кто я, для чего живу. И это тоже тренд современного общества — люди начинают поворачиваться к себе. Сохраняют то, что было куплено, то, чем можно еще пользоваться, тем, к чему привык", - говорит психолог Мария Рудакова.

Конечно, для производителей отказ от покупки новых товаров недопустимо. Излишки на складах, падение объема производства, падение выручки, сокращение рабочих мест... Там и до разорения недалеко. Поэтому борьба разворачивается за каждого клиента. Программы лояльности: купи одну вещь - получи скидку на покупку второй, а там и третью предложат — конечно, новинку. Клиента надо держать. Да так, чтобы о ремонте он и не думал. Социологи говорят: то, что в обществе потребления начинаются изменения, - нормальный процесс. Ведь идет не бессмысленный отказ от товаров, а отказ от бессмысленных товаров. Происходит закономерное формирование культуры потребления.

Читайте также: