Кружок умелые руки — заплатка на кастрюле снова в моде у тех, кто хочет продлить историю вещей
Бога нет, наука сможет все, а компьютеров человек должен бояться - это тезисы интервью Стивена Хокинга испанской газете "Эль-Паис". Всемирно известный физик на этот раз пытается предупредить человечество - прогресс идет семимильными шагами, все уповают на высшие силы, которые следят за тем, что человечество с собой делает, и надеются, что до последней черты не дойдет. Но, уверяет ученый, это - самообман. Человек совершенствует компьютер, который скоро станет самостоятельным и поймет, чего он сам хочет. И окажется, что хочет он того же, что и человек - быть хозяином планеты. А людей с нее просто выселят в лучшем случае.
И мало кто задумывается о том, что компьютеры уже умеют следить за своими хозяевами, смартфоны уже могут делиться персональными данными. Те, кто по-настоящему любит хранить секреты, за большие деньги готовы выкупать компьютеры с программами старого образца, выпущенными тогда, когда машины еще не были такими любопытными и самостоятельными. Ремонтируют их, увеличивают мощность - и чувствуют себя в безопасности.
Так, на раз-два, говорит, и починил плиту, которую принес с улицы. Кто-то выбросил. Свою прежнюю сдал в металлолом — ремонту не подлежала. В доме работает все, что было сломано, и поэтому оказывалось в мусорном контейнере. Дрель тоже получила вторую жизнь, причем пришлось перепаять только провод. Из бытовой техники в доме Евгения Завьялова то, что куплено в магазине, пожалуй, только микроволновка. Все остальное подобрал и починил. Конечно, это крайности. Но все популярней становится сама идея чинить — нельзя выбрасывать, словно вызов обществу потребления, в котором ремонтировать не принято.
"Меня поражает, как люди выкидывают сломанные вещи так быстро и даже не утруждаются починкой. Это становится нормой, когда что-то ломается думать: "О, мне нужна другая". Но многие просто не знают, как чинить, у них нет инструментов, нет времени. В большинстве случаев проще купить новую вещь. Но думаю, люди все еще чувствуют, что это ненормальная ситуация", - говорит автор концепции "Кафе ремонта" Мартин Постам.
Мартин Постам говорит — хотела что-то изменить. Так у нее и появилась идея — "Кафе ремонта". Смысл в том, что в определенные день в арендованном кафе собираются те, кто умеют чинить, и помогают тем, кто хочет отремонтировать свою вещь. Все бесплатно. Кофе-чай, паяльники, отвертки... Разговоры, конечно, о ремонте.
Организаторы говорят: большинство из тех, кто умеет ремонтировать и вообще не боится открыть и заглянуть внутрь, — люди старшего поколения. Ведь раньше к вещам было совершенно иное отношение. Да и сами вещи были куда надежнее, рассчитанные на длительное использование. Порой, даже не одним поколением. И вот, похоже, идея давать вторую жизнь вещам сама обретает вторую жизнь.
"Первое "кафе ремонта" открылось в октябре 2009-го, почти 6 лет назад. Это обернулось большим успехом, много людей пришло, приносили сломанные вещи, чинили их, говорили о ремонте. Я решила, что нужно дальше распространять эту идею, чтобы больше людей могло бы насладиться починкой в своем районе", - рассказывает автор концепции "Кафе ремонта" Мартин Постам.
Насладиться починкой — это, кажется, становится трендом. Амстердам, Берлин, Париж, Лондон, Нью-Йорк... На сегодняшний день работает 830 таких кафе ремонта в 18 странах.
В России таких кафе пока нет. Евгений Завьялов из Челябинска улыбается: ничего страшного, мы и сами с руками. Говорит: чинит для души. Нравится. В свободное время осваивает ремонт все более и более сложной техники. В Интернете есть немало тематических сообществ — схемы, советы, как найти и исправить поломку.
"Знакомые, друзья приносят починить что-то. Люди постоянно выкидывают из-за мелочи, которую можно элементарно... Припаяв проводок, болтик прикрутив, вещь обретет вторую жизнь", - говорит Евгений Завьялов.
"Есть такой волнообразный интерес ухода от общества потребления. И есть ощущение, что сейчас начнется или уже началась волна такого интереса. Связано и с усталостью эмоциональной, и социально-экономическими причинами, которые тоже сейчас более резко проявляются", - поясняет научный сотрудник Социологического института РАН Анна Яковлева.
В этих условиях производителям приходится бороться. Товары делаются таким образом, чтобы выходили из строя чаще. Есть даже термин "планированное старение" - срок службы ограничен. А отремонтировать или слишком сложно — не выпускают комплектующие, или стоил бы он слишком дорого. Есть еще понятие "блочный ремонт" - когда в фирменном сервисе предлагают поменять сразу блок, хотя в нем перегорела одна микросхема. Часто получается так, что новый, скажем, телевизор обойдется чуть ли не дешевле. И, конечно, эта мысль сама придет - отправиться в магазин.
Девиз общества потребления: "Тележка не должна быть пустой!" Поэтому человеку постоянно предлагают что-нибудь купить. Чаще новинку. К примеру, смартфон. Уверяют: он лучше прежнего. И как это знакомо: новинку кажется только-только освоил, привык, а телефон или начал подвисать, или вовсе сломался. Производители говорят — его время истекло, он старый. Но вот появилась уже новая модель – конечно, лучше прежней и ее необходимо купить.
"Все эти акции, что выходит новинка, это больше маркетинговые ходы. Потому что, как правило, ничего капитально нового из смартфона в смартфон не выходит, это вариации старого. Тем не менее, для того, чтобы продавать, маркетологи работают и работают над программами, как выход новой продукции, расширение ассортиментной линейки. Это всегда очень выигрышно смотрится на рынке", - отмечает Ольга Тимофеичева, исполнительный директор маркетинговой компании.
От сложного к простому. Андрей Будилов говорит - все эти смартфоны, когда в одном и телефон, и фотоаппарат, и планшет, просто не выдерживают. В первую очередь батареи. Причем подводят в самый неподходящий момент. Поэтому, когда смартфон сломался, купил что попроще.
"Сейчас я использую телефон кнопочный, старый для сообщений и для звонков. Мне этого достаточно, тем более он держит аккумулятор до 3-4 дней", - говорит Андрей Будилов.
Отказ от престижных новинок в пользу практичных. Отказ от брендовых, но не всегда нужных вещей. Конечно, говорить о трансформации общества потребления преждевременно, но это тенденция - все больше людей, отходят от навязанной схемы "купил — использовал - выбросил". После нахлынувшей волны изобилия товаров, которая в последние десятилетия захлестнула общество, оно словно постепенно приходит в себя.
"Чем здоровее психически человек, тем у него внутреннее содержание меньше связано с внешними обстоятельствами.. Чем инфантильнее общество, тем для него важнее новые вещи, престижные вещи. Но общество взрослеет, и человек начинает поворачиваться к себе: кто я, для чего живу. И это тоже тренд современного общества — люди начинают поворачиваться к себе. Сохраняют то, что было куплено, то, чем можно еще пользоваться, тем, к чему привык", - говорит психолог Мария Рудакова.
Конечно, для производителей отказ от покупки новых товаров недопустимо. Излишки на складах, падение объема производства, падение выручки, сокращение рабочих мест... Там и до разорения недалеко. Поэтому борьба разворачивается за каждого клиента. Программы лояльности: купи одну вещь - получи скидку на покупку второй, а там и третью предложат — конечно, новинку. Клиента надо держать. Да так, чтобы о ремонте он и не думал. Социологи говорят: то, что в обществе потребления начинаются изменения, - нормальный процесс. Ведь идет не бессмысленный отказ от товаров, а отказ от бессмысленных товаров. Происходит закономерное формирование культуры потребления.