В Тюмени автомобилист выиграл суд против ГИБДД
Мужчина, который превысил скорость и получил штраф, смог доказать: камера, в объектив которой он попал, была установлена незаконно. Зачастую средства фотофиксации на дорогах стараются сделать как можно менее заметными, и вместо того, чтобы предупредить нарушение, они работают исключительно на сбор штрафов.
Житель Тюмени Александр Воронов признается, штрафуют его редко. Вот и в этот раз получил "письмо счастья" и был удивлен – машина попала в кадр передвижного прибора фотовидеофиксации. Превысил скорость не на много – выписали штраф 500 рублей. Но Александр, юрист по профессии, заметил, что нарушил правила не только он, а еще и те люди, которые установили радар на дороге. По новым нормам, неподалеку от дорожной камеры должна была быть табличка-предупреждение - ведется съемка. Если ее нет, то и штрафа тоже нет. Суд встал на сторону водителя – постановление о нарушении отменили.
"В правилах дорожного движения прописано, что при фотовидеофиксации нарушений табличка должна быть. Народ должен быть предупрежден. Не для того, чтобы люди знали, что их сейчас будут фотографировать, а именно для предупреждения правонарушения. Не для пресечения, а предупреждения", - говорит Александр Воронов.
В Госавтоинспекции, сотрудники которой изучают съемки с камер и выносят постановления, считают – штраф с передвижного комплекса абсолютно законный. Даже если водителя заранее не предупреждают, что его автомобиль фотографируют. При этом работники ГАИ ссылаются не на правила дорожного движения, а на ГОСТ.
"В соответствии с требованиями ГОСТа, установка таблички "Фотовидеофиксация" должна быть в обязательном случае на стационарных комплексах фотовидеофиксации. На передвижных комплексах установку табличек ГОСТ не требует", - сообщил начальник отделения исполнения административного законодательства УГИБДД МВД РФ по Тюменской области Олег Юдин.
Вот типичный пример: камера фотофиксации стоит на въезде в город буквально сразу после знака "Начало населенного пункта". Здесь водители не успевают сбросить скорость до разрешенных 60 километров в час. Прибор не только не обозначен табличками "Фотовидеофиксация", камера еще и ловко спрятана за дорожным ограждением. Так что разглядеть ее издалека непросто.
Все данные с радара передаются на компьютер в автомобиле далеко на обочине. В некоторых регионах такие комплексы на дорогах устанавливают уже не инспекторы, а работники подразделений при управлениях автодорог. Снимки нарушителей после каждой смены передаются в ГИБДД.
"Я сам водитель и неприятно, когда приходят штрафы. Но с другой стороны, подъезжают люди, говорят, что это хорошо, сокращается ДТП", - сказал оператор комплекса фотовидеофиксации Александр Поляков.
Еще сравнительно недавно радары устанавливали даже не на штативы, а прямо в багажниках легковых автомобилей - самых обычных - без всяких опознавательных знаков. Такая мобильная засада, например, поджидала водителей в Красноярском крае на трассе Ачинск - Назарово. Оператор радара не смог объяснить, зачем он так маскируется. Водитель машины с прикрытыми номерами после короткой словесной перепалки предпочел свернуть оборудование и засобирался уезжать.
В Татарстане, в селе Новое Шигалеево камеру и вовсе поставили на землю и аккуратно прикрыли ветками. Фиксируют превышение скорости. И предупреждать о ловушке водителей никто не собирается.
В Тюменской же области после нескольких проигранных судебных процессов в ГИБДД все же решили обозначать мобильные радары табличками. Чтобы комплексы начали работать не на сбор штрафов, а на предупреждение нарушений.