Авиационные власти Украины официально уведомили российские компании о вводимых запретах на полёты
Соответствующие письма разосланы всем перевозчикам, попавшим в санкционный список Киева. В нём и крупнейшие – "Аэрофлот" и "Трансаэро". Запрет начнёт действовать с началом так называемого "зимнего расписания" - 25 октября. В свою очередь российский Минтранс рассмотрит вопрос об ответных мерах. Такое поручение уже дал Дмитрий Медведев.
О получении уведомления от Украины о запрете полетов на данный момент сообщили несколько авиакомпаний - "Уральские авиалинии", "Глобус", "Россия", "Трансаэро" и "Аэрофлот". В документе – никаких разъяснений, лишь скупая информация о решении украинских руководителей.
"С 25 октября авиационные власти Украины вводят запрет на выполнение полетов "Аэрофлота" в города и из городов Украины. Это вся информация, которая есть в этой бумаге. Соответственно, если компания приостанавливает полеты, то пассажирам будут возвращаться деньги за ранее приобретенные авиабилеты", - сказал пресс-секретарь "Аэрофлота" Максим Фетисов.
"Аэрофлот" уже отменил продажу билетов на украинские рейсы с 25 октября. Другие перевозчики, судя по данным поисковых систем, - пока нет.
Новость о том, что Украина с 25 октября закрывает небо для российских авиакомпаний, в Киеве предпочитают не обсуждать. Ни на местных телеканалах, ни в газетах. Хотя это касается сотен тысяч пассажиров, прежде всего – украинских. Более того, если вы планируете перелет с Украины в Россию или обратно – на сегодняшний день даже сложно понять, какие конкретно авиаперевозчики – в черном списке.
На официальном сайте украинской госавиаслужбы этих данных нет. На сайтах российских авиакомпаний – тоже никаких разъяснений. На интернет-ресурсе президента Украины указ о санкциях – есть, а вот список юридических и физических лиц, на которые они распространяются, – исчез. В санкционном списке, который был опубликован первоначально, 16 сентября, – два десятка авиакомпаний. Актуален ли он на сегодняшний день – неизвестно. Но пока все ориентируются именно на этот документ.
"У нас заявления о санкциях делает премьер-министр, хотя по закону кабинет министров не уполномочен этого делать. Для этого есть специальный орган – госавиаслужба. А там, мы видим, тоже до конца еще не понимают, что запрещено, а что нет", - отмечает политолог Алексей Якубин.
После того, как глава российского правительства Медведев поручил Минтранспорта рассмотреть вопрос о зеркальных мерах, всерьез забеспокоились украинские авиаперевозчики.
Авиакомпания "Международные авиалинии Украины", подконтрольная олигарху Коломойскому, потери оценила первой - 35 миллионов долларов в год - и уже распространила заявление, в котором призывает Россию не вводить ответные меры.
"Мы считаем, что если Российская Федерация пойдет именно по пути зеркальных мер по отношению к украинским авиакомпаниям, это приведет к последующим логичным ответным шагам со стороны Украины, вплоть до полного запрета всем российским авиакомпаниям выполнять полеты в Украину", - говорится в заявлении.
Видимо, в авиакомпании не в курсе, что в утвержденном ранее Порошенко списке уже и так присутствуют почти все крупные российские перевозчики, так что запрещать больше нечего. А вот что заявил коммерческий директор другой авиакомпании, "Днеправиа", Сергей Посылаев:
"Запрет полетов украинских компаний, прежде всего, ударит по кошельку пассажира. Полеты удлинятся, ведь придется летать через Минск или Стамбул, и будут дороже раза в полтора-два. А для нас – это ощутимая потеря, ведь российские рейсы давали до 30% доходов".
На 26 октября по маршруту Киев-Москва поисковые ресурсы пока еще предлагают самые дешевые билеты – как раз на рейсы российских и украинских авиакомпаний. От 5,5 тысяч рублей. Лететь транзитом – на три тысячи дороже. Однако, по мнению аналитиков, после ухода российских перевозчиков цены неизбежно вырастут. Таковы законы авиарынка: чем меньше конкурентов - тем дороже полеты.
"Экономические риски никто не оценивал. Это решение правительства по поводу запрета полетов российских авиакомпаний – чисто политическое решение. Согласно официальной статистике, за этот год пассажиропоток Украина-Россия составил порядка 700 тысяч. Граждане Украины – это приблизительно 80%", - отмечает эксперт Александр Охрименко.
По словам киевлян, родственники в России – едва ни у каждой украинской семьи. Поэтому слова премьера Яценюка, сказанные на совещании в пятницу, о том что российским самолетам нечего делать в Украинских аэропортах, – многие восприняли с недоумением.
"Это плохо, конечно. В Киеве много родственников, много знакомых, друзей. Поменьше получиться летать сюда. Хотя это мой родной город", - вот только один из отзывов.
Разъяснений от Украины ждут и европейские перевозчики. Некоторые из них выполняли рейсы в Киев совместно с российскими авиакомпаниями, которые уже получили уведомления о запрете полетов на Украину.