Учебник обществознания, вызвавший полемику в школьном сообществе, может быть изъят из продажи
Большой скандал разразился вокруг учебников обществознания издательства "Дрофа", их используют во многих школах. В то время как россиян отовсюду учат толерантности и уважению людей с ограниченными возможностями, в книге, одобренной Министерством образования, предлагается совершенно иная точка зрения.
Там говорится, что и личностью-то некоторых больных назвать нельзя. Понятно, что восьмиклассники, которым предлагалась такая трактовка, в силу своего возраста, возможно, и не могли с этим поспорить, но думающие родители возмутились.
Прорубая окно в мир знаний, он живёт как на качелях — то вверх, то вниз. За прорывом, когда кажется, что вот он, растёт гений, Андрей неожиданно может совсем потерять интерес к учёбе, а потом будто с новыми силами снова сесть за учебники.
Когда Андрею поставили диагноз "аутизм", родители сразу решили — он пойдёт в школу совместного, или как говорят специалисты, инклюзивного обучения. В классе он занимается вместе с обычными детьми. И, как говорят учителя, его успехам порой могут позавидовать многие сверстники. Неудивительно, что историю с учебником обществознания, в котором таких детей с особенностями развития посчитали "не личностями", здесь восприняли очень лично.
"Есть какие-то группы лиц, которые нехорошие, плохие, которые относятся к разряду человеческого мусора, а вы ребята хорошие, вы не такие. То есть, в принципе, это посыл, при котором можно отстраивать воспитательные маневры за счет ущемления кого-то", - говорит президент ассоциации "Центр проблем аутизма" Екатерина Мень.
Учебник обществознания под авторством Анатолия Никитина и сейчас находится в свободной продаже. По крайней мере, журналисты без особых проблем нашли и купили его в одном из книжных магазинов Москвы. Скандал разразился после того, как внимательные восьмиклассники обнаружили в пособии сентенции, мягко говоря, сомнительного содержания.
Фрагмент главы "Духовный мир личности", десятая страница, текст, согласно которому школьники должны, видимо, учиться, как относиться к сверстникам с особенностями развития. "Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Говоря иначе, он не является личностью".
Школа № 57 - одна из тех, где занятия по обществознанию проводятся именно по этому учебнику. В самой школе от комментариев отказались, заметив только, что прежде чем попасть на парты, учебник прошёл три экспертизы - научную, педагогическую и общественную и не раз переиздавался.
В Министерстве образования признают, что учебник был написан в соответствии с федеральными образовательными стандартами и рекомендован к использованию экспертами.
"Мы выясняем причины, по которым данный фрагмент был включен в текст, в содержание учебника. Все необходимые экспертизы были пройдены и учебником, про который мы сейчас с вами говорим. Так, научную и педагогическую экспертизу проводила Российская Академия наук. Общественную экспертизу данного учебника проводило некоммерческое партнерство "Лига образования", - рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин.
Скандальное пособие будет изъято из продажи. Об этом говорят теперь и в Министерстве образования, и в издательстве, которое выпустило в тираж этот учебник.
"В ближайшее время учебник будет отправлен на дополнительную независимую экспертизу, по результатам которой можно будет сделать какие-то окончательные выводы. В том случае, если учебник получит отрицательное заключение экспертов, мы готовы изъять его, отозвать его из школ и заменить на другой учебник по обществознанию", - сообщил главный редактор издательства "Дрофа" Руслан Гакуев.
Между тем, профессиональные психологи и правозащитники, ознакомившись с содержанием учебника, обратили внимание и на ещё одну деталь: не считать человека гражданином на основании его болезни — это ведь ещё и нарушение Конституции.
"Мы не можем таким образом формировать мнение детей, не можем формировать их неокрепшие мозги. Это приводит к тому, что формируются этакие ярлыки, которые навешиваются на человека и сопровождают его всю жизнь, сильно мешают жить", - уверена психолог Светлана Коваленко.
Похоже, авторы выбрали не самый удачный способ изложения этой сложной темы для школьников. Под огонь общественного обсуждения они попали, скорее всего, ещё и потому, что ориентировались на постулаты старой советской академической науки. А с тех пор - по крайней мере, в это хотелось бы верить Андрею и его друзьям из московской школы - отношение к особым людям не только в науке, но и в обществе всё же изменилось.