Площадь лесных пожаров в Бурятии увеличивается
В Бурятии в режим повышенной готовности переведена Служба медицины катастроф. Дымом из горящей тайги затянуты обширные территории, смог уже несколько дней стоит над столицей региона, Улан-Удэ. Площадь пожаров за сутки увеличилась: полыхает уже 150 тысяч гектаров. С огнём, рискуя жизнью, борются почти 8 тысяч человек. Из леса люди не выходят неделями, делая все возможное, чтобы сдержать стихию.
Огонь, иди за мной. Этот человек не то что бы управляет пожаром - держит в рамках. Как только пламя подползает к обочине лесной дороги, получает лопату земли. Достаточно, чтобы притормозить.
"Где большие очаги — маленько подсыпаем. Вообще земля сухая: лопаты ломаются, не выдерживают", - говорит парашютист-пожарный Владимир Харахонов.
Территория Республики Бурятия сейчас похожа на лоскутное одеяло. Здесь горит, здесь не горит. Огонь бушует на огромных площадях. И на этой стадии потушить его уже просто невозможно. Единственное, что можно сделать. — не дать перекинуться на новые участки леса.
Им сверху видно всё. Судя по снимкам, сделанным со спутников, пожаров в Прибайкалье стало меньше. Но только на территории Иркутской области. В Бурятии по-прежнему сотни "горящих точек". Лесники объясняют, почему так много. Тлеющая древесная кора поднимается в воздух восходящими потоками, пролетает несколько километров, падает в сухой тайге - дождей не было всё лето - и через считанные минуты там бушует новый пожар.
"Это приняло масштаб стихийный. Это неконтролируемый пожар, его никто не контролирует. Мы пытаемся что-то сделать на своём участке, кто-то пытается сделать на своём участке. Люди работают, все задействованы, но пока получается слабо", - признается старший госинспектор по заказнику "Прибайкальский" Андрей Быков.
Заливают - не зальют. В ранце за спиной 20 литров воды - капля в море огня. Эта группа пожарных-десантников прилетела из Красноярска. Две недели не выходят из леса. Пытаются поймать огонь в кольцо: вскапывают полосы земли, запускают встречное пламя. Гонка вслепую. Без связи, без данных авиаразведки.
"Если была бы связь, мы бы имели информацию, знали, где привязаться, где работать точно. Своевременно всё бы делалось, и пожары бы ликвидировались", - говорит парашютист-пожарный Красноярской базы авиалесохраны Михаил Карпов.
Едкий дым и обуглившаяся тайга до горизонта. Было так горячо, что деревья завязывало в узел. Посёлок Черёмушки несколько дней назад был на грани гибели. Огонь подошёл вплотную к домам. Остановили. Лес здесь валить нельзя: Черёмушки стоят в водоохранной зоне, до Байкала — пара километров. Но если очень нужно, то можно. Разрешил лично глава МЧС. Местные жители вырубают специальную полосу: 15 метров голой земли между тайгой и домами.
Сотрудники МЧС увозят деревья подальше от посёлка. И пожарные, и местные жители очень надеются, что огонь не вернётся, и очень ждут, что наконец-то пойдёт дождь.