Жители российских городов, не дожидаясь поддержки властей, решили улучшить свою жизнь сами
Главное - желание! Жители некоторых российских городов решили изменить жизнь к лучшему и без промедления взялись за дело. Теперь когда-то захламленные дворы превратились в местные достопримечательности, а пустой участок земли - в территорию самостоятельности.
Они приходили сюда каждый день на протяжении полугода. Сегодня впервые без лопат и тележек. Клумба готова, скамейки установлены. Такими скверами в Москве или Петербурге никого не удивишь, а вот для жителей Торжка, маленького города между двух столиц, это повод собраться вместе и разрезать красную ленту.
Новый символ раньше выглядел так: заросли вперемешку с мусором, рядом ветхое здание станции. Такие пейзажи — первое, что видел турист, выходя из здания вокзала в город, где стоит одна из самых древних деревянных церквей, а достопримечательностей хватило бы на десяток таких же городов.
Местные предприниматели, семьи с детьми, пенсионеры вместе делали то, о чем сами несколько лет просили администрацию города: устанавливали ограду, выкладывали дорожки, сажали цветы.
"Если мы будем сидеть и думать, когда решит администрация вопрос, мы так и будем сидеть. Каким мы хотим видеть город, зависит прежде всего от нас самих", - сказал волонтер Николай Романенко.
Слова, которые кажутся банальными, пока в каком-нибудь российском городе или поселке не появляется новая детская площадка, дорога, церковь. Сегодня все чаще люди меняют среду обитания, не дожидаясь помощи муниципалов, своими силами. Психологи связывают эту тенденцию с желанием расширить так называемую зону комфорта.
Считается, что зона комфорта — пространство, которое каждому человеку хочется улучшать и содержать в порядке, — у многих заканчивается сразу за дверью собственной квартиры. Человек делает ремонт, покупает хорошую мебель, а что за дверью, нам все равно. Но вот случай, когда зона комфорта расширяется.
Пруд с декоративными рыбками прямо возле подъезда обычного московского двора. Рядом - настольный теннис и дачные качели. Это уютный и ухоженный двор, потому что так захотели те, кто здесь живет.
Но бывает и так: инициатива иногда связана с безвыходностью. Катастрофическое бездорожье в деревне Берендеево Костромской области заставило жителей взять в руки лопаты. Асфальтовую крошку и грунт привезли с заброшенного зернохранилища. На благоустройство деревни собирают деньги с каждого дома. Местная администрация обещает в будущем возместить расходы, но сроки не называет. А они уже и не ждут. Подъездная дорога почти готова, в планах теперь детская площадка.
В Брянске есть детская площадка, которая вполне сойдет за достопримечательность. Замок, фонтаны, мосты, как в сказке про тридевятое царство — личная инициатива и несколько месяцев труда Василия Подстригаева. 20 лет он проработал художником на заводе, расписывал горки и турники для детских городков. Теперь фантазию можно не ограничивать. Сказку, за которой приезжают из соседних городов, выстроил за свой счет.
"Надо чтобы после себя что-то оставить, я считаю. Это останется и через 50, и через 20-30 лет будет. И кто-то вспомнит наверно", - сказал Василий Подстригаев.
А этот человек превратил 4 гектара земли под Петербургом в "территорию самостоятельности". Так называет участок с двумя домами волонтер Андрей Домбровский. Несколько месяцев назад он впервые привез сюда детей-инвалидов, чтобы научить самым обычным для здорового человека вещам: колоть дрова, готовить завтрак, общаться с животными.
"Мы все склонны думать, что у нас впереди вечность, и мы доброе сможем сделать, но, как говорится, мы все под богом ходим, и если я это не сделаю сегодня, у меня завтра не будет возможности", - говорит волонтер Андрей Домбровский.
Они знают, эту землю учитель взял в аренду. Взял, чтобы у них появилось что-то больше, чем тесная комната с тремя или пятью соседями в интернате. Так и вышло. За эти месяцы 22-летний Иван научился сам себя обслуживать и в интернат теперь ездит только по выходным. И для него теперь, кажется, этот заброшенный когда-то участок гораздо больше, чем территория самостоятельности.