Жизнь из коробки: споры за и против так называемых бэби-боксов
На этой неделе получила продолжение громкая история, которая несколько месяцев назад потрясла всю страну. Челябинский областной суд лишил родительских прав молодую женщину, которая бросила свою новорожденную дочь в лесу. Девочка выжила только чудом.
Но везет далеко не всем. Спасти маленькие жизни, казалось, должны так называемые бэби-боксы. Специальные окошки при больницах и роддомах, где женщина может анонимно оставить малыша, появились четыре года назад. Между тем, какие требования должны предъявляться к устройствам, а также порядок их установки и эксплуатации, до сих пор никак не регламентированы. Соответствующий законопроект только готовится к рассмотрению в Государственной Думе. Тем временем, дискуссии вокруг бэби-боксов становятся только жарче.
И с закрытыми глазами он найдет это место. Шоковая картина врезалась в память. И хотя Денис Саранцев уже десятки раз рассказывал и следователям, и журналистам, как нашел новорожденного ребенка в канаве, до сих пор каждая деталь того дня ему дается с трудом.
Ее бросила мать там, где и родила. В лесу. 6 дней малышка пролежала под мусором на сырой земле. Ее уже слабый плач услышали случайно. Спасли чудом, позже скажут врачи. Мать, 21-летнюю Олесю Лукьянову, которая решилась на такое преступление, нашли спустя неделю. По решению суда, несостоявшуюся убийцу своего ребенка уже лишили родительских прав. Следующее дело — уголовное. Олесе Лукьяновой грозит до 4 лет лишения свободы.
"Скорее всего, раскаялась. Но она объясняет, что жесткое воспитание со стороны матери побудило ее. С другой стороны, она могла оставить и в больнице, где угодно, в любом месте", - говорит следователь Сосновского межрайонного отдела Следовательного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области Егор Басыров.
Или, к примеру, в бэби-боксе. Чтобы не бросали детей в помойные баки, не оставляли замерзать до смерти на холоде, "окна жизни" открывают при больницах и храмах. Можно буквально открыть окно, положить дитя, закрыть. Через 30 секунд замок заблокируется и достать младенца можно будет только с другой стороны.
За 4 года проекта открыли 20 бэби-боксов. В них оставили 33 младенца. Почти всех уже усыновили. 5 малышей вернулись в родные семьи. В храме Святого Иннокентия Московского — два спасенных младенца. Бэби-бокс здесь на общественных началах. Как и везде, нет ни правил установки, ни закона запрещающего такие окна. Как и статистики. Противники проекта считают, что бэби-бокс от убийства не спасает, а лишь упрощает отказ от ребенка. А те, кто решились на преступление, не будут искать возможности ребенка спасти.
"Тот контингент, который убивает детей, от этих женщин невозможно ожидать разумного похода в роддом и укладывания ребенка в бэби-бокс. У них к ребенку ненависть, негативное отношение с самого начала беременности", - сказала генеральный директор общероссийской общественной организации содействия охране репродуктивного здоровья граждан российской ассоциации "Народ. Население. Развитие" Любовь Ерофеева.
"Скорее всего, к бэби-боксам придут женщины, которые запутались в своей ситуации, могли бы сохранить ребенка и стали бы получателями пособий и клиентами соцслужб, но им предлагается простое решение. Они должны услышать послание "обратись за поддержкой и сохрани ребенка", а не "положи его в ящик и реши свои проблемы", - заявил председатель правления национального фонда "Защита детей от жестокого обращения" Александр Спивак.
Те, кто планируют отказаться от ребенка, но хотят сохранить ему жизнь, сделают это в роддоме, говорят противники бэби-боксов. Процедура предельно проста — нужно лишь написать причину письменно. Малыш останется под присмотром медиков, заботу о нем возьмут на себя органы опеки. Но в жизни выходит не все так гладко. Те, кто стыдятся огласки, о своих планах на ребенка заявить официально не решаются. Анонимность для них порою жизненно важна. Косвенное подтверждение - еще один подкинутый младенец. Малышка, оставленная в колыбельке, заботливо одета в костюмчик, кружевной чепчик. Рядом с розовым конвертом — запасные подгузники.
Единственный бэби-бокс в Москве и Московской области. Его практически своими руками сделали врачи роддома, после того как Люберцы потрясли громкие истории — погибших младенцев здесь находили в мусорных баках. За полтора года в "колыбель" положили 16 младенцев. Усыновили всех, кроме двоих — их подкинули только на прошлой неделе.
"Где-то процентов 80 оставляют записки. Один ребенок был завернут в пеленочку со штампом — родильный дом номер 4, город Москва. Почему мамы не оставляют в родильном доме — сказать трудно. Боятся, что будет изгоем общества", - сказала главный врач Люберецкой районной больницы №3 Татьяна Мельник.
"Эти женщины оказались в очень трудном положении. Конечно, нужны такие точки, где женщины смогут анонимно оставить ребенка", - говорит президент российского общество акушеров-гинекологов Владимир Серов.
Не сдерживая слез, но спиной к камере. Только так Мария согласилась рассказать, как оказалась в безвыходной ситуации. В роддоме она узнала — ей больше негде жить, отец малыша помогать отказался.
"В этот момент, когда маме тяжело, она, конечно, в первую очередь думает не о себе, а о ребенке. Многие мамы оставляют детей, потому что понимают, что она не знает дальнейшей своей жизни, что будет с ней и что будет с ребенком", - сказала она.
За помощью к волонтерам благотворительных фондов она обратилась сама. Так у нее с дочерью появился шанс жить вместе. В загородном доме, в каждой комнате — счастливая мать и ее дитя, от которого не пришлось отказываться.
Психологи и волонтеры выезжают в роддом, как только врачи понимают — мать может отказаться от ребенка. Чаще всего причина материальная: негде жить, нечем кормить. Но если предложить даже незначительную помощь, ребенка мать заберет. Волонтеры ведут свою статистику: каждый третий малыш в итоге с мамой остается.
Алена уже делает первые шаги рядом с мамой. Третий ребенок в семье — теперь главная радость. Когда год назад погиб муж, остался неподъемный — в 30 тысяч — долг за квартплату, сократили на работе и жить пришлось в квартире без отопления и воды. Казалось, дочери будет лучше в детдоме, приемной семье — где угодно, но только не дома. Наталья в роддоме уже написала заявление об отказе. Но так и не оставила малыша. На вопрос, если бы рядом был бэби-бокс, сложилось бы жизнь по-другому, через длинную паузу, та, что прошла через нелегкое испытание, не принимая ни одну из сторон спора, дает короткий ответ: "Лучше, чтобы такой вопрос не возникал вообще".
В России в прошлом году было убито 136 детей в возрасте до одного года. Отказались от ребенка в роддоме 6 тысяч матерей. Сделано сотни тысяч абортов. И активные противники, и ярые сторонники бэби-боксов сходятся в одном: предупредить проблему легче и важнее, чем потом пытаться ее решить.