Особое внимание в преддверии учебного года в России уделяется вопросам безопасности
Вместе со специалистами школы осматривают и представители общественных организаций. Высокие требования предъявляются не только к техническим системам, которыми оборудованы здания, но и к людям, которым доверено охранять школьников.
Вызвать оперативную группу, оградить опасную зону, начать эвакуацию детей. Теперь каждый охранник должен не просто знать, где тревожная кнопка. Быстро и слаженно действовать. От этих первых минут зависит жизнь детей.
Новые стандарты безопасности - в этом школьном сезоне главная забота общественников, да и самих школ. Пока жестких правил нет, но в столичных учебных учреждениях свои, негласные. Кроме забора по периметру, десятки видеокамер снаружи и внутри, на посту — суперохранники.
Сноровка полицейского, навыки детского психолога и быстрая реакция. Такие высокие требования, вынужденная мера. Еще свежа в памяти трагедия двухлетней давности. Стрельба в московской школе. Тогда старшеклассник пришел с оружием на урок, взял в заложники одноклассников, застрелил учителя, полицейского и ранил еще двоих. Действия охранника, который, несмотря на угрозы преступника выстрелить, успел нажать тревожную кнопку, считают героическими. А вот к системе безопасности школы в целом предъявляли претензии.
Наша съемочная группа попыталась пройти в школу под видом родителей. Дальше порога не пустили. И предварительной записи мало. Чтобы пройти в школу, нужен паспорт. В соседнем лицее оператору дойти до расписания занятий все-таки разрешили. Но ненадолго и только в сопровождении охранника.
Раньше всех уроков в школе — экзамен автоматических систем. Связь с полицией и пожарными должны проверять каждый день. Теперь сигнал тревоги службы МЧС получают тоже автоматически и напрямую.
Должно быть безопасно не только внутри, но и снаружи. Вокруг школы теперь обязательны и дорожные знаки и ограничители скорости — проще говоря, лежачие полицейские.
Для сельских школ дорога к знаниям — еще один источник тревоги. Пока не появился этот желтый автобус в селе Шумейко, дети в школу ходили пешком по трассе. Теперь за передвижением школьников следит вмонтированная в панель система ГЛОНАСС, а за скоростью автобуса — тахограф.
Безопасность школы по инициативе родителей проверяют с самых неожиданных сторон. Экзамен не сдала обычная школьная форма в Москве. Сарафаны, платья и брюки изрезали на лоскуты и сдали на проверку. Не впитывает влагу, не пропускает воздух, пропитано химическим составом — чтобы не мялась и красиво сидела. Из восьми образцов лишь два — с вердиктом: носить можно. Требования жесткие, но объяснимые. В этой форме ребенок находится круглый год с перерывом на каникулы. 8 часов в день.
Не до нарядов в Ульяновской области. В день, когда все чиновники отрапортовали о готовности школ к новому сезону, в поселке Урено-Карлинское разгорелся скандал. Здесь учится стало просто негде. До ниточки промокли книги, карты, и даже стены. Весной подрядчик начал ремонт кровли. Строители дело бросили на середине. Теперь прокуратура взялась за школьное дело, а учителя — за ремонт.
В якутской школе ремонтировать уже нечего. Комиссия вынесла вердикт: износ здания 98 процентов, считать аварийным. Из 8 школ города закрыли пять.
Парты с первоклашками теперь в офисной многоэтажке до зимы — всю первую четверть. Тогда строители обещают передать новое здание школе, о котором давно мечтали и учителя, и ученики. Возможно, поэтому, говоря о катастрофическом положении своей старой школы, они радостно улыбаются. Даже недостроенная, она уже самая красивая и родная.