Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
16 августа 2015, 21:00

Подмосковье может стать первым регионом, где все объекты малой авиации оснастят датчиками геолокации

Одна из главных тем недели - проблемы малой авиации. Только за последние дни - две серьёзные аварии вертолётов в Якутии и в Хабаровском крае. Продолжается расследование причин столкновения гидроплана и вертолёта над Истринским водохранилищем в Подмосковье. Оно показало - в этой сфере царит полная анархия.

За техническое состояние летательных аппаратов никто не отвечает, у пилотов нет достаточной квалификации, документы на управление выдают непонятные организации, часто их просто покупают. Парадоксально, но получить автомобильные права иногда сложнее, чем свидетельство пилота.

Любой вираж - за ваши деньги! Ради клиента они готовы на многое. За увеселительными полетами с земли наблюдают с тревогой. На любительском видео ребенок, испугавшись, убегает. В прошлые выходные над Истринским водохранилищем объектом опасности был красный гидроплан.

"Мы видели накануне утром этот самолет, который пролетел над нашим домом на крайне низкой высоте, и звук моторов перекрыл даже разговор. Изначально было видно, что угроза уже существовала", - рассказывает Артем Харламов.

В итоге - трагедия. Столкновение с вертолетом. Погибли девять человек. Летчик самолета катал отдыхающих за деньги. Незаконно. И даже без прав. Вместо них - документ, выданный Федерацией любителей авиации.

"Никаких с точки зрения законодательства как воздушного, так и любого другого, свобод сей документ дать не мог. То есть, пилот выполнять функции пилота с этим пилотским свидетельством не имел права. Это был, образно говоря, клочок бумаги, не более того", - сообщил начальник Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров.

В федерации объясняют — свидетельство лишь подтверждает, что пилот прошел обучение. Тогда непонятно, зачем делать его точь-в-точь как настоящее. Отличить настоящий документ от "филькиной грамоты" практически невозможно. Разница - лишь в органе, выдавшем свидетельство. Сколько еще таких корочек ФЛА по всей России?

"У нас более четырех тысяч членов Федерации любителей авиации, и я скажу вам - на 99% это прекрасные люди", - уверен вице-президент Федерации любителей авиации России Игорь Целищев.

"Прокачу на самолете. Недорого". Бизнес стремительно набирает высоту. Журналисты выбрали частный аэродром рядом с Москвой и сразу попали в самолет - без инструктажа и вопросов о здоровье.

Поуправлять самолетом? Легко. И неважно, что у репортера нет свидетельства пилота-любителя. По закону, у летчика должно быть свидетельство коммерческого пилота. Только с таким удостоверением можно возить пассажиров за деньги. Приземлились. Летчик отказывается признавать, что совершил коммерческий рейс. 7 000 рублей были оплачены по счету. Не на камеру пилот признается, что документы - не проблема, и удостоверение можно просто пойти и купить, и учиться не надо.

За последние два года практически все авиакатастрофы - в авиации малой. В 2014 году в них погибли 78 человек - в два с половиной раза больше, чем годом ранее. Этим летом случилось 16 происшествий.

Уведомительный характер позволяет летать в зоне G - в Московской области это высота до 300 метр

"Удивляет бесконтрольность и вседозволенность - имею в виду уведомительный характер полетов, который совсем не соблюдается", - заявил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.

ов — без согласований и переговоров с диспетчером. Перед вылетом летчика никто не проверяет. Вся ответственность - на нем. За полет без уведомления штраф - 5 000 рублей.

"Люди считают, что в небе их никто не остановит, а там, где взлетаем и садимся, всегда можно договориться", - рассказывает начальник Ивановского аэроклуба ДОСААФ Владимир Николаев.

Вот и летают, на чем попало, вплоть до самодельных самолетов из металлолома, и где попало - рядом с домами и над оживленными трассами.

"Выявляются нарушения постоянно. 33 судна отстранили от полетов, два учебных центра закрыли, 69 свидетельств пилотов аннулировали", - сообщил московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Денис Кочетыгов.

Авиа-хулиганы - головная боль и для большинства пилотов, для которых небо — это любовь всей жизни. На фестиваль малой авиации в субботу прилетели со всей страны. Переживают: после серии катастроф контроль могут ужесточить. Пилоты считают, что это не поможет.

"Если бы наше законодательство сказало, что после подачи документов на регистрацию сроки такие-то, получить удостоверение - сроки такие-то… Но можно долго чего-то ждать, возить документы туда-сюда, уговаривать - нету такого, как в "одно окно", - говорит пилот-любитель Федор Постнов.

Малую частную авиацию еще называют авиация общего назначения, сокращено АОН. Чтобы вывести ее из кризиса, по мнению экспертов, нужны большие перемены.

"АОН находится в опасной неэффективной системе государственного регулирования, когда у авиации семь нянек, но ни одна не несет полной ответственности, нет единого уполномоченного органа", - говорит председатель Комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

В России малая авиация только набирает обороты. Во многих странах она уже давно встала на крыло. Опыт регулирования может быть полезен. В Чехии контроль возложен на частную ассоциацию. В США, где малая авиация - это 200 тысяч самолетов, нет жесткой системы контроля. Небо вдали от городов открыто для всех.

"Можно летать как угодно, куда угодно, но, подлетая к большому городу, каждый летчик обязан по радио связаться с вышкой, получить ограничения, инструкции, а самолет обязан быть оснащен GPS и транспондером. Над остальной территорией можно летать, ничего не имея, как угодно, нет никаких обязательных условий", - объясняет американский пилот-любитель Борис Палант.

Транспондер — датчик, передающий сигнал о местонахождении. Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил установить такие приборы на все самолеты малой авиации. Тогда пилоты и диспетчеры будут точно знать, где кто находится. Московская область может стать первой, где автоматические системы наблюдения станут обязательными для всех.

Читайте также: