Подмосковье может стать первым регионом, где все объекты малой авиации оснастят датчиками геолокации
Одна из главных тем недели - проблемы малой авиации. Только за последние дни - две серьёзные аварии вертолётов в Якутии и в Хабаровском крае. Продолжается расследование причин столкновения гидроплана и вертолёта над Истринским водохранилищем в Подмосковье. Оно показало - в этой сфере царит полная анархия.
За техническое состояние летательных аппаратов никто не отвечает, у пилотов нет достаточной квалификации, документы на управление выдают непонятные организации, часто их просто покупают. Парадоксально, но получить автомобильные права иногда сложнее, чем свидетельство пилота.
Любой вираж - за ваши деньги! Ради клиента они готовы на многое. За увеселительными полетами с земли наблюдают с тревогой. На любительском видео ребенок, испугавшись, убегает. В прошлые выходные над Истринским водохранилищем объектом опасности был красный гидроплан.
"Мы видели накануне утром этот самолет, который пролетел над нашим домом на крайне низкой высоте, и звук моторов перекрыл даже разговор. Изначально было видно, что угроза уже существовала", - рассказывает Артем Харламов.
В итоге - трагедия. Столкновение с вертолетом. Погибли девять человек. Летчик самолета катал отдыхающих за деньги. Незаконно. И даже без прав. Вместо них - документ, выданный Федерацией любителей авиации.
"Никаких с точки зрения законодательства как воздушного, так и любого другого, свобод сей документ дать не мог. То есть, пилот выполнять функции пилота с этим пилотским свидетельством не имел права. Это был, образно говоря, клочок бумаги, не более того", - сообщил начальник Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров.
В федерации объясняют — свидетельство лишь подтверждает, что пилот прошел обучение. Тогда непонятно, зачем делать его точь-в-точь как настоящее. Отличить настоящий документ от "филькиной грамоты" практически невозможно. Разница - лишь в органе, выдавшем свидетельство. Сколько еще таких корочек ФЛА по всей России?
"У нас более четырех тысяч членов Федерации любителей авиации, и я скажу вам - на 99% это прекрасные люди", - уверен вице-президент Федерации любителей авиации России Игорь Целищев.
"Прокачу на самолете. Недорого". Бизнес стремительно набирает высоту. Журналисты выбрали частный аэродром рядом с Москвой и сразу попали в самолет - без инструктажа и вопросов о здоровье.
Поуправлять самолетом? Легко. И неважно, что у репортера нет свидетельства пилота-любителя. По закону, у летчика должно быть свидетельство коммерческого пилота. Только с таким удостоверением можно возить пассажиров за деньги. Приземлились. Летчик отказывается признавать, что совершил коммерческий рейс. 7 000 рублей были оплачены по счету. Не на камеру пилот признается, что документы - не проблема, и удостоверение можно просто пойти и купить, и учиться не надо.
За последние два года практически все авиакатастрофы - в авиации малой. В 2014 году в них погибли 78 человек - в два с половиной раза больше, чем годом ранее. Этим летом случилось 16 происшествий.
Уведомительный характер позволяет летать в зоне G - в Московской области это высота до 300 метр
"Удивляет бесконтрольность и вседозволенность - имею в виду уведомительный характер полетов, который совсем не соблюдается", - заявил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
ов — без согласований и переговоров с диспетчером. Перед вылетом летчика никто не проверяет. Вся ответственность - на нем. За полет без уведомления штраф - 5 000 рублей.
"Люди считают, что в небе их никто не остановит, а там, где взлетаем и садимся, всегда можно договориться", - рассказывает начальник Ивановского аэроклуба ДОСААФ Владимир Николаев.
Вот и летают, на чем попало, вплоть до самодельных самолетов из металлолома, и где попало - рядом с домами и над оживленными трассами.
"Выявляются нарушения постоянно. 33 судна отстранили от полетов, два учебных центра закрыли, 69 свидетельств пилотов аннулировали", - сообщил московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Денис Кочетыгов.
Авиа-хулиганы - головная боль и для большинства пилотов, для которых небо — это любовь всей жизни. На фестиваль малой авиации в субботу прилетели со всей страны. Переживают: после серии катастроф контроль могут ужесточить. Пилоты считают, что это не поможет.
"Если бы наше законодательство сказало, что после подачи документов на регистрацию сроки такие-то, получить удостоверение - сроки такие-то… Но можно долго чего-то ждать, возить документы туда-сюда, уговаривать - нету такого, как в "одно окно", - говорит пилот-любитель Федор Постнов.
Малую частную авиацию еще называют авиация общего назначения, сокращено АОН. Чтобы вывести ее из кризиса, по мнению экспертов, нужны большие перемены.
"АОН находится в опасной неэффективной системе государственного регулирования, когда у авиации семь нянек, но ни одна не несет полной ответственности, нет единого уполномоченного органа", - говорит председатель Комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
В России малая авиация только набирает обороты. Во многих странах она уже давно встала на крыло. Опыт регулирования может быть полезен. В Чехии контроль возложен на частную ассоциацию. В США, где малая авиация - это 200 тысяч самолетов, нет жесткой системы контроля. Небо вдали от городов открыто для всех.
"Можно летать как угодно, куда угодно, но, подлетая к большому городу, каждый летчик обязан по радио связаться с вышкой, получить ограничения, инструкции, а самолет обязан быть оснащен GPS и транспондером. Над остальной территорией можно летать, ничего не имея, как угодно, нет никаких обязательных условий", - объясняет американский пилот-любитель Борис Палант.
Транспондер — датчик, передающий сигнал о местонахождении. Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил установить такие приборы на все самолеты малой авиации. Тогда пилоты и диспетчеры будут точно знать, где кто находится. Московская область может стать первой, где автоматические системы наблюдения станут обязательными для всех.