В России подводят итоги проверки речного пассажирского транспорта
В России подводят итоги проверки речного пассажирского транспорта после пожара на теплоходе на Байкале около двух недель назад. У экспертов есть вопросы к состоянию судов, подготовке экипажей и к самим пассажирам.
Газ со свистом выходит наружу, прямо в кают-компанию. От возможного взрыва спасаются, открыв иллюминаторы. Ни документов, ни разрешения на перевозку людей у капитана судна нет - почти пиратская шхуна. Внезапная проверка прерывает круиз - эксперты говорят, что этот теплоход мог сгореть, так же как прогулочный "Баргузин" на Байкале. Там пассажиров спасли не шлюпки, круги и жилеты, а счастливый случай – мимо проплывала частная яхта.
Когда теплоходы вспыхивают, словно спички, или сталкиваются друг с другом, пассажирам зачастую остается надеяться лишь на себя.
Рязань. За штурвалом прогулочного теплохода неизвестная женщина, капитан и команда, судя по всему, решили отдохнуть. При попытке снять её на камеру отворачивается.
В Костроме спасательные жилеты надежно спрятаны от пассажиров под амбарным замком - видимо, чтобы никто ненароком не взял.
А на теплоходе в Нижнем Новгороде единственный из команды, кто оказался на виду, был ди-джеем. Почему-то он рассказал, где находятся шлюпки, жилеты и круги. Пассажиров это не смутило.
Съемочная группа поднимается на борт теплохода "Петр Алабин" – это "двойник" затонувшей в июле 2011 года "Булгарии". Сразу после трагедии судно пристрастно проверяли контролирующие органы и нашли массу нарушений: хозяева подделали документы, "омолодив" теплоход на 40 лет, спасательные жилеты оказались негодными к применению, экипаж не инструктировал пассажиров перед рейсом. "Петр Алабин" тогда встал на прикол. Многие думали - навсегда, но прошло лишь полтора года – и он снова на плаву. Где лежат спасательные жилеты, никто не объяснил. Журналисты искали их самостоятельно в каюте. Заглянули в шкаф - их нет, они оказались под кроватью. Сразу три штуки, достаточно новые - последняя проверка в 15 году, в апреле.
Из 60-летнего теплохода, пока он еще на плаву, выжимают всё: прогулки, экскурсии, музыкальные вечера расписаны буквально по часам. Эксплуатирует судно не сам владелец, а туроператор, с которым турист при покупке билета заключает договор. Чаще всего подписывают не глядя. Разумеется, напрасно - в одном из пунктов прямо указывается: в случае вашей гибели организаторы круиза расходов не несут. И так - почти повсеместно.
"У всех стоит задача — по максимуму эксплуатировать, извлечь из этого прибыль, то есть в короткие сроки и по максимуму. Не выгодно покупать новые суда, потому что период окупаемости у них очень большой. И человеческий фактор, конечно", - говорит председатель общественных спасателей ОСВОД г. Владивостока Андрей Сайганов.
Время здесь в прямом смысле деньги: на нижней палубе – программа для взрослых, на верхней – детский праздник. Случись что, бежать к шлюпкам или внутрь за жилетами – непонятно.