Полеты самолетов малой авиации будут отслеживать с помощью ГЛОНАСС
Полеты малой авиации возьмут под контроль. Правительство планирует внедрить систему автоматизированного наблюдения на базе ГЛОНАСС. Без соответствующего оборудования ни один самолет не сможет подняться в воздух.
Кроме того, будет ужесточена ответственность за нарушения в сфере безопасности. Все эти меры призваны помочь избежать повторения трагедии, которая произошла на Истринском водохранилище. Между тем, состояние техники и квалификация авиаторов-любителей вызывают немало вопросов.
Пилот гидроплана, разбившегося на Истринском водохранилище, не имел права не только катать пассажиров, но и даже просто садится за штурвал. Судя по фотографии, сделанной за час до трагедии, желающих полетать было достаточно. Но вряд ли кто-то из них спрашивал про документы и квалификацию летчика.
"В отношении пилота, который был на "Сессне", на гидросамолёте - в базе данных пилотов гражданской авиации сей гражданин не числится, то бишь, пилотом гражданской авиации он не является, и, соответственно, выполнять полёты на гражданском воздушном судне он не имел права", - сообщил начальник Управления инспекции по безопасности полётов Росавиации Сергей Мастеров.
Он знал, что нарушает, но наказания не боялся. Штраф - всего лишь 5000 рублей. А владелец, доверивший ему управление самолетом, и вовсе не несет никакой ответственности. Остановить лихачей некому, даже если они взлетают практически на металлоломе.
Самолет еще новый, а уже ржавый. Вадим продает его за 350 тысяч рублей. Собрал сам, использовал запчасти, которые были под рукой. Из двух двигателей от снегохода завелся только один, но продавец гарантирует: полет состоится.
Такие конструкции никто и нигде не регистрирует, и летают на них без лицензий пилотов. Летают над оживленной трассой, вблизи многоэтажек, где хотят, как хотят. В России зарегистрировано 2200 самолетов малой авиации. Нелегальных самолетов, по оценкам экспертов, в разы больше.
"Мы имеем, к сожалению, случаи, когда они пересекают глиссады тяжелых воздушных судов в аэропортах, то есть, это уже угроза и для больших воздушных судов, поэтому нужно здесь принимать очень жесткие меры", - считает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток.
Воздушное пространство делится на три уровня. Класс "А" - выше 8 100 метров. Здесь летают лайнеры исключительно по приборам под контролем диспетчеров. Под ним - класс "С". Полеты выполняются как по приборам, так и визуально. Эта высота также контролируется диспетчерами. Самый низкий — класс "G". Самолет, который летит в этой зоне, не обязан находиться на постоянной связи с диспетчером. Верхняя граница класса "G" везде разная. К примеру, в Ростовской и Московской областях это 300 метров. Здесь и случается большинство происшествий.
В 2014 в таких авиакатастрофах погибли 78 человек - в два с половиной раза больше, чем годом ранее.
Съемки, сделанные журналистами Первого канала в начале июля: одним из собеседников был летчик разбившегося вертолета Вадим Бухтияров. "Люди рвутся в небо, всегда будут рваться, будут взлетать. Но если они не обучены, если техника не обслуживалась, фильтры не меняли, масло не проверяли и прочее, эти происшествия будут и дальше продолжаться", - говорил он тогда.
Летчик малой авиации - сам себе контролер. "Авиа-ГАИ" не существует, по закону, вся ответственность ложится на пилота.
"А кто проверять будет? Не, не надо показывать это, а то закроют вообще малую авиацию", - говорит пилот Вадим Ярошенко.
Даже если пилот зарегистрирован и имеет летное свидетельство, это еще не гарантия безопасности. После катастрофы "боинга" в Казани прошла масштабная проверка учебных летных центров, из которых десять были закрыты, 150 пилотов лишены лицензий. Но и сейчас к качеству подготовки у специалистов немало вопросов.
"Никто процесс подготовки пилотов не контролирует. Проходят ли теоретическую подготовку, налет? Документы отдают в Росавиацию, и там выдают свидетельства, то есть, экзамены сдают в учебном центре", - поясняет главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров.
После авиа-происшествия в Подмосковье начали снова говорить о необходимости ужесточить наказание. Но даже если это произойдет, поймать нарушителей проще не станет. Изменить ситуацию, по оценке экспертов, может лишь целый комплекс мер, который нужно разрабатывать, учитывая мнения и самих пилотов.