Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
11 августа 2015, 18:24

Эксперты: российская малая авиация находится в плачевном состоянии

Выясняются новые подробности расследования авиакатастрофы, которая в минувшие выходные произошла над Истринским водохранилищем. В последнем интервью пилот вертолёта, в который врезался гидросамолёт, говорил о беспределе лихачей в небе и об опасности подобных трюков.

О многочисленных нарушениях в малой авиации заявляют и эксперты. Вопросы вызывает и состояние техники, и квалификация пилотов. Да и владельцев самолётов и вертолётов трудно призвать к ответственности за то, что они доверяют штурвал лётчикам без специальных лицензий.

"Добро пожаловать, или Посторонним взлет разрешен!" Желающих столько, что в воздухе - как в центре столицы в час пик. Взлет-посадка каждые две минуты. С такого же аэродрома поднялся в небо и летчик разбившегося на Истринском водохранилище гидроплана.

"В базе данных пилотов гражданской авиации сей гражданин не числится. То бишь, пилотом гражданской авиации он не является, и соответственно, выполнять полёты на гражданском воздушном судне он не имел права", - сообщил начальник Управления инспекции по безопасности полётов Росавиации Сергей Майстеров.

То есть, человек сел за штурвал, зная, что не имеет на это права, и его никто не остановил. И это не единичный случай.

"А кто проверять будет? Не, не надо показывать это, а то закроют вообще малую авиацию", - говорит пилот Вадим Ярошенко.

Они – профессионалы, и говорят так, потому что переживают за малую авиацию. По закону, вся ответственность - только на пилоте.

Съемки, сделанные журналистами Первого канала в начале июля: одним из собеседников был летчик разбившегося вертолета Вадим Бухтияров. "Люди рвутся в небо, всегда будут рваться, будут взлетать. Но если они не обучены, если техника не обслуживалась, фильтры не меняли, масло не проверяли и прочее, эти происшествия будут и дальше продолжаться", - говорил он тогда.

За два летних месяца - 15 происшествий с малой авиацией. За год количество катастроф выросло в два раза, число погибших - в два с половиной. В 2014 в авиа-происшествиях погибли 78 человек. Частные пилоты становятся угрозой и для пассажиров лайнеров.

"Летают пилоты молодые, неопытные, не знают запретных зон, могут залететь, не зная куда, в зону взлета-посадки", - говорит пилот в отставке Александр Романов.

Воздушное пространство делится на три уровня. Класс "А" - выше 8 100 метров. Здесь летают лайнеры исключительно по приборам под контролем диспетчеров. Под ним - класс "С". Полеты выполняются как по приборам, так и визуально. Эта высота также контролируется диспетчерами. Самый низкий — класс "G". Самолет, который летит в этой зоне, не обязан находиться на постоянной связи с диспетчером. Верхняя граница класса "G" везде разная. К примеру, в Ростовской и Московской областях это 300 метров. Здесь и случается большинство происшествий.

"Романтики с большой дороги" летают, как хотят и где хотят - над оживленной трассой, вблизи многоэтажек. По закону, для полетов в зоне "G" согласований не требуется, достаточно сообщить о своем вылете.

"Многие незаконопослушные любители авиации воспринимают это, как вседозволенность - у нас увеличилось число тех, кто летает без уведомлений", - отмечает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток.

Они называют себя партизанами. Нежелание выходить из тени объясняют просто: получить удостоверение пилота сложно, а обслуживать самолет легально дорого. Поэтому летают, на чем придется. Могут - на старых самолетах, которые разваливаются в небе, а могут - на самодельных.

Вот один из самолетов, еще новый, а уже ржавый. Вадим продает его за 350 тысяч. Сам придумал, сам собрал. Использовал запчасти, которые были под рукой. Из двух двигателей от снегохода, завелся только один. Но продавец гарантирует: полет состоится.

Такой службы, как "Авиа-ГАИ" не существует. У Росавиации на всю страну - полторы тысячи сотрудников. Если летчика все же поймают без лицензии — штраф, максимум — пять тысяч рублей.

После авиа-происшествия в Подмосковье начали снова говорить о необходимости ужесточить наказание. Но даже если это произойдет, поймать нарушителей проще не станет. Изменить ситуацию, по оценке экспертов, может лишь целый комплекс мер, который нужно разрабатывать, учитывая мнения и самих пилотов.

Читайте также: