Эксперты: российская малая авиация находится в плачевном состоянии
Выясняются новые подробности расследования авиакатастрофы, которая в минувшие выходные произошла над Истринским водохранилищем. В последнем интервью пилот вертолёта, в который врезался гидросамолёт, говорил о беспределе лихачей в небе и об опасности подобных трюков.
О многочисленных нарушениях в малой авиации заявляют и эксперты. Вопросы вызывает и состояние техники, и квалификация пилотов. Да и владельцев самолётов и вертолётов трудно призвать к ответственности за то, что они доверяют штурвал лётчикам без специальных лицензий.
"Добро пожаловать, или Посторонним взлет разрешен!" Желающих столько, что в воздухе - как в центре столицы в час пик. Взлет-посадка каждые две минуты. С такого же аэродрома поднялся в небо и летчик разбившегося на Истринском водохранилище гидроплана.
"В базе данных пилотов гражданской авиации сей гражданин не числится. То бишь, пилотом гражданской авиации он не является, и соответственно, выполнять полёты на гражданском воздушном судне он не имел права", - сообщил начальник Управления инспекции по безопасности полётов Росавиации Сергей Майстеров.
То есть, человек сел за штурвал, зная, что не имеет на это права, и его никто не остановил. И это не единичный случай.
"А кто проверять будет? Не, не надо показывать это, а то закроют вообще малую авиацию", - говорит пилот Вадим Ярошенко.
Они – профессионалы, и говорят так, потому что переживают за малую авиацию. По закону, вся ответственность - только на пилоте.
Съемки, сделанные журналистами Первого канала в начале июля: одним из собеседников был летчик разбившегося вертолета Вадим Бухтияров. "Люди рвутся в небо, всегда будут рваться, будут взлетать. Но если они не обучены, если техника не обслуживалась, фильтры не меняли, масло не проверяли и прочее, эти происшествия будут и дальше продолжаться", - говорил он тогда.
За два летних месяца - 15 происшествий с малой авиацией. За год количество катастроф выросло в два раза, число погибших - в два с половиной. В 2014 в авиа-происшествиях погибли 78 человек. Частные пилоты становятся угрозой и для пассажиров лайнеров.
"Летают пилоты молодые, неопытные, не знают запретных зон, могут залететь, не зная куда, в зону взлета-посадки", - говорит пилот в отставке Александр Романов.
Воздушное пространство делится на три уровня. Класс "А" - выше 8 100 метров. Здесь летают лайнеры исключительно по приборам под контролем диспетчеров. Под ним - класс "С". Полеты выполняются как по приборам, так и визуально. Эта высота также контролируется диспетчерами. Самый низкий — класс "G". Самолет, который летит в этой зоне, не обязан находиться на постоянной связи с диспетчером. Верхняя граница класса "G" везде разная. К примеру, в Ростовской и Московской областях это 300 метров. Здесь и случается большинство происшествий.
"Романтики с большой дороги" летают, как хотят и где хотят - над оживленной трассой, вблизи многоэтажек. По закону, для полетов в зоне "G" согласований не требуется, достаточно сообщить о своем вылете.
"Многие незаконопослушные любители авиации воспринимают это, как вседозволенность - у нас увеличилось число тех, кто летает без уведомлений", - отмечает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток.
Они называют себя партизанами. Нежелание выходить из тени объясняют просто: получить удостоверение пилота сложно, а обслуживать самолет легально дорого. Поэтому летают, на чем придется. Могут - на старых самолетах, которые разваливаются в небе, а могут - на самодельных.
Вот один из самолетов, еще новый, а уже ржавый. Вадим продает его за 350 тысяч. Сам придумал, сам собрал. Использовал запчасти, которые были под рукой. Из двух двигателей от снегохода, завелся только один. Но продавец гарантирует: полет состоится.
Такой службы, как "Авиа-ГАИ" не существует. У Росавиации на всю страну - полторы тысячи сотрудников. Если летчика все же поймают без лицензии — штраф, максимум — пять тысяч рублей.
После авиа-происшествия в Подмосковье начали снова говорить о необходимости ужесточить наказание. Но даже если это произойдет, поймать нарушителей проще не станет. Изменить ситуацию, по оценке экспертов, может лишь целый комплекс мер, который нужно разрабатывать, учитывая мнения и самих пилотов.