Деятельность компании-владельца теплохода «Баргузин-2» проверит Ространснадзор
Ространснадзор проверит деятельность собственника теплохода, который сгорел на Байкале. Накануне более 120 человек были эвакуированы с горящего судна "Баргузин-2", принадлежащего Восточносибирскому речному пароходству. Жертв удалось избежать. Неподалёку от места ЧП оказалась частная яхта.
Глаза слезятся от едкого дыма, пульс зашкаливает от страха. Черное облако уже поглотило половину теплохода и подбирается к носовой части. На небольшом пространстве — давка. 117 пассажиров и четыре спасательных судна вместо шести; два сгорели за секунды.
"В плотах места не хватало, плот рассчитан на 20 человек, всего плотов было четыре спущено. 80 человек попало в плоты, какой-то перегрузило, какой-то заливало водой. Если бы не яхта, не обошлось бы без жертв", - говорит пассажир теплохода "Баргузин" Игорь Филиппенко.
Спасительная случайность. Владелец частной яхты Александр Ляховчук вспоминает — уже собирался идти спать в каюту, но вдали увидел дымящийся теплоход и решил подойти ближе. В результате у "Баргузина-2" оказался всего спустя три минуты после начала пожара.
"В первую очередь, что самое главное - детей человек тридцать, наверное, забрал, дети были маленькие, грудничков было три или пять, и беременная женщина", - рассказывает он.
Александра Ляховчука пассажиры называют не иначе как героем. А вот к действиям экипажа "Баргузина-2" у некоторых серьезные претензии.
"Командир корабля был весь белый и не представлял, он не знал, что делать реально. И из всей команды только один механик знал и руководил спасением. Но они не вызвали ни спасение, ничего, потому что рации не работали", - рассказывает пассажир теплохода "Баргузин-2" Юлия Кузьмина.
По предварительным данным, пожар возник после того, как в машинном отделении взорвался двигатель. Но вот вопрос — как судно, которое прошло плановый ремонт прошлой зимой, и было осмотрено перед навигацией, могло вот так оказаться неисправным? И кто в ответе за то, что обычная водная прогулка чуть не обернулась трагедией?
"В настоящее время проводятся допросы членов команды, свидетелей, с целью установления причин возгорания. Назначена судебная экспертиза", - рассказал журналистам руководитель Следственного отделения на транспорте Восточно-Сибирского СУТ СК России Александр Кузнецов.
Уже известно, что Восточносибирское речное пароходство проверит весь парк флота. Но, казалось бы, после крушения теплохода "Булгария", тогда погибли 122 человека, к безопасности водного транспорта и так - особое внимание. Три года назад был принят закон, ужесточающий ответственность за безлицензионную провозку пассажиров и вводивший штрафы за нарушение требований безопасности.
Например, теплоход "Карл Маркс" всем требованиям безопасности отвечает. Но другой вопрос — как в экстренной ситуации будут реагировать пассажиры, ведь в панике разглядеть, что написано, скажем, на табличках, довольно сложно. Не говоря уже о том, что перед круизом путешественники, кажется, меньше всего задумываются, как пользоваться спасательным жилетом.
"Был момент, когда мне дали спасательный жилет, а я даже не знаю, в какую дырку засовывать руки, как его надевать. Да, я запаниковал", - признается пассажир теплохода "Баргузин-2" Игорь Филиппенко.
Чтобы исключить такие пробелы, обязательная программа перед тем, как отправится в плавание — подробный инструктаж, как в самолете. Это ведь почти записано на подкорку - "при разгерметизации салона сначала наденьте маску себе, потом ребенку". Алгоритм действий при ЧП на водном транспорте, уверен первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук, должен быть закреплен так же прочно. Но тут кроется настоящая проблема — перед короткими водными прогулками пассажирам обычно вообще ничего не объясняют.
"Когда речь идет о круизных судах, пассажирам, как минимум, несколько дней показывают, где что лежит, показывают спасательные средства. Когда несколько часов прогулка, то нет времени, которое можно было бы потратить на эту процедуру, хотя она совсем недолгая", - говорит он.
Как действовать в экспертной ситуации — такие знания могут оказаться жизненно необходимыми, особенно, если спасение утопающих по чьей-то вине становится их собственным делом.