Профессиональные фотографы и любители животных все чаще приезжают на фото-сафари в карельские леса
В дикой природе есть интересный, бескровный и главное, очень добрый способ охотиться за животными - это фото-сафари: эмоций - бездна, адреналин зашкаливает, счастье от увиденного переполняет. И главное - никто из фотоохотников не становится убийцей, и не будет прятаться от правосудия, как американский дантист, застреливший льва в Зимбабве.
Финский фотограф Ласси Раутиайнен старается не шуметь, да и журналистам запрещает разговаривать. На опушке леса он поставил несколько укрытий, откуда много лет снимает диких животных. Вот, кстати, и первый гость ненадолго вышел из чащи - Светлый Брат. Ласси Раутиайнен знает местных медведей в лицо, или, вернее сказать, в морду? Оттого и имена им начал давать. Есть еще Священник, Открытый Рот, медведица Ласковая, в ожидании которых проходит не один час.
"Тот медведь посмотрел на нас и стал принюхиваться. Кто здесь? Можно ли им доверять? У этих животных очень острый нюх", - объясняет фотограф.
Интерес фотографа - не просто поймать красивый кадр животного, а наполнить его сюжетом. Поэтому место это считается уникальным: медведи и волки уживаются здесь как соседи. Правда, сварливые соседи, которые постоянно отгоняют друг друга от еды.
Это больше напоминает фотоохоту: человек в напряжении, азартно щёлкает затвором и старается не спугнуть зверей. Сложнее снимать волков: близко к людям они не подходят. Зато Светлый Брат и медведица Ласковая вдвоём стали намного смелее.
"Для меня было очень важно сюда приехать и посмотреть, какие же они, карельские медведи? Они действительно симпатяги. Сегодня ночью приходил очень крупный медведь, красивый, но, к сожалению, не рискнул к нам подходить. Жаль!" - говорит фотограф Геннадий Юсин.
Отсюда всего несколько километров до государственной границы, которую животные постоянно пересекают. Берлоги у них на российской стороне, а в Финляндию они приходят перекусить.
"Раньше ко мне приезжали только фотографы, а теперь это и школьники, и молодожёны, и даже охотники - понаблюдать за поведением животных. Многие с собой и фотокамеры не берут, так, смотрят в бинокли", - говорит Ласси Раутиайнен.
Вообще, в фотографическом сообществе отношение к Ласси Раутиайнену, как выяснилось, непростое. Он прикармливает хищников ради хороших снимков. Многие считают это вмешательством в дикую природу. Однако финн реагирует спокойно. Говорит, животным в его лесном "ресторане" очень даже нравится.
В меню сегодня лосось и замороженное мясо. Приманка спрятана здесь повсюду таким образом, чтобы фотографам было удобнее делать снимки. Например, кусок мяса прибили на высоте около двух метров, чтобы снять, как звери за ним карабкаются, или рыба - в расщелине, между камнями.
Фотоохота идет на более редкого зверя. Снять росомаху в живой природе - большая удача. Это сильное животное, может напасть и на волка, однако ведёт себя осторожно, быстро перемещается. Один за другим росомаха опустошает тайники Ласси, а участникам фото-сафари открываются все новые и новые ракурсы.
Фотографы боятся двух вещей: во-первых, что звери не придут, а во-вторых, если и придут, то не проспать бы их появление. Лагерь оживает под утро. Начинаются фото-охотничьи рассказы: кто кого и как смог поймать в объектив камеры. Увлечение, захватывающее и профессионалов, и любителей. Так, семья Подолинских уже много лет проводит отпуска лишь с камерой в руках.
"До этого мы снимали пейзаж и были, можно сказать, любителями-пейзажниками. Но после нескольких поездок серьёзно увлеклись съёмкой дикой природы. Сейчас посвящаем всё время только этому", - говорит фотограф Анна Яценко.
Еще одна фотография на память - да-да, фотографы тоже делают селфи на телефон - и можно собираться домой. Отсматривать тысячи снимков, мучительно выбирая лучшие. Съёмочная группа Первого канала провела две бессонные ночи ради целого сюжета, а они - ради нескольких удачных кадров.