Российские и американские пилоты восстановили легендарный воздушный маршрут «Аляска-Сибирь»
Сегодня на аэродроме чукотского города Анадыря приземлились самолёты времён Второй Мировой войны. Боевые машины повторили маршрут, по которому в рамках ленд-лиза Советский Союз получал истребители и бомбардировщики из Америки. Конечный пункт экспедиции - Москва.
В небе над Чукоткой, как и во время Второй Мировой войны — "Дуглас" DC-3, американский ближнемагистральный транспортный самолет. Раритетная машина, ей 73 года, повторяет свой путь времен 40-х годов прошлого века — в Анадырь самолет прилетел из американского города Грейт-Фолс в штате Монтана. Этот сложный и опасный перелет - дань памяти подвигу советских и американских героев, приблизивших Победу. Современной аппаратуры на борту нет. Все почти так, как и было в годы Второй Мировой, внесены лишь небольшие изменения.
"Перед полетом установили дополнительные кресла. Лететь вполне удобно. Если говорить о том, как его пилотировать - это шикарная машина. Когда чувствуешь в руках, сердце прямо радуется. Она тяжелая, чувствуется, что мощный самолет", - говорит российский пилот Сергей Баранов.
Как и 70 лет назад, за штурвалом этих самолетов — российские и американские пилоты. Повтор исторического маршрута с Аляски в Сибирь в юбилейный год Победы — их общая идея. Несмотря на плохие погодные условия, они все же отправились в путь.
Берингов пролив преодолели за 12 часов - сменяли друг друга каждые четыре часа. По словам американского пилота, несмотря на плохую видимость, успели насладиться красотами обеих стран и даже узнать что-то новое о своих самолетах.
"Хорошо ли я знаю эту машину? Я на этом самолете летаю с 1974 года, а с женщинами встречаюсь с 1964 года. Так вот я ни женщин, ни самолеты не смог понять так хорошо, как хотел бы! Все время что-то новенькое всплывает", - смеется участник проекта, пилот Фрэнк Мосс.
На встречу с этим экипажем из Москвы в Анадырь приехал один из самых прославленных космонавтов, дважды герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос - Алексей Леонов. Вместе с пилотами он вспомнил, как за годы войны по легендарной трассе "Аляска—Сибирь" в Советский Союз по американской программе ленд-лиза советские и американские летчики доставили на фронт почти восемь тысяч самолетов — истребители, штурмовики. Вылетали, рискуя жизнями, даже при экстремально низких температурах.
"Создано было 17 аэродромов. Самый сложный - в районе Якутска, где температуры опускались до минус 65, вылетали пломбы, лопались глаза. В общей сложности, на этой трассе погибли 205 летчиков", - рассказывает Алексей Леонов.
И сегодня, как и в годы Второй Мировой, самолеты взлетели с аэродрома Грейт-Фолс, взяли курс на северо-запад, совершили несколько промежуточных посадок на территории Канады, добрались до Аляски, пересекли Берингов пролив, оказались в России, в Анадыре. Впереди — остановки в Магадане, Якутске, Братске, Красноярске и финиш исторического маршрута в Москве, на аэродроме "Жуковский". Там в рамках аэрокосмического салона МАКС — победное выступление легендарных машин.