В Дорогомиловском суде началось рассмотрение по существу дела о крупнейшей аварии в московском метро
В час пик с рельсов сошёл поезд. Кадры, которые тогда сняли в туннеле очевидцы, шокировали: вагоны превратились в груду металла, смяв под собой утренних пассажиров. Выяснилось, что в трагедии виноваты рабочие, которые незадолго до аварии проводили ремонт на путях, а также те, кто должен был этот ремонт контролировать. Сегодня начали разбирать только одну часть уголовного дела, расследование ещё продолжается, и, вероятно, этот судебный процесс по делу - не последний.
Подсудимых провели в зал под конвоем и в сопровождении служебной собаки. Они уже почти год сидят в СИЗО, поскольку у следствия есть подозрения, что обвиняемые могут скрыться за границей.
Слушания об аварии в московском метро, где погибли 24 человека, вызвал такой интерес, что все журналисты просто не могут поместиться в зале заседания. На скамье подсудимых - старший дорожный мастер Валерий Башкатов, его помощник Юрий Гордов, а также их начальники - замдиректора ремонтного предприятия Анатолий Круглов и замначальника службы ремонта пути Алексей Трофимов. Их обвиняют в том, что они неправильно закрепили стрелку, из-за который в прошлом году на перегоне "Парк Победы" - "Славянский бульвар" сошёл с рельсов поезд метро. 21 человек погиб на месте, трое скончались в больницах, ещё 188 получили ранения.
Суд начался с того, что адвокаты попросили не держать за стеклом, заменяющим решётки, своих подзащитных, вина которых ещё не установлена.
"Статья 49 Конституции РФ также предусматривает принцип презумпции невиновности. Пока суд не вынес решение об их виновности, эти лица не являются преступниками", - напомнил адвокат.
Но суд оставил всех обвиняемых под стражей, в том числе и для безопасности самих подсудимых. По статье о "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц" им грозит до 7 лет лишения свободы. Упреждая упреки в том, что судят только стрелочников, Следственный комитет заявил, что сядут и другие причастные к аварии руководители Метрополитена.
"Следствием допущенных системных нарушений, повлекших крушение, явилось фактическое сращивание ряда лиц из числа руководства Московского метрополитена с представителями строительных организаций. Осуществлявших работы на объектах метрополитена с целью извлечения максимальной выгоды в ущерб безопасности пассажиров", - сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Основная версия - стрелка на повороте на новый участок метро была закреплена тонкой трехмиллиметровой проволокой, которая не выдержала нагрузки, рельсы сместились и состав въехал в стену. Не все с этим согласны, адвокаты говорят, что, возможно, неисправен был сам состав, потому что непосредственно перед проездом стрелки машинист увеличил скорость, а значит, видел, что с механизмом всё в порядке.
Суд должен всего лишь установить, виновны ли два мастера и их непосредственные начальники , в том, что неправильно была установлена та злополучная стрелка. И если их вина не будет доказана в суде, то это значит, что официальной причины аварии в московском метро так и нет.
По крайней мере, сегодня суд отказал в просьбе адвокатов назначить дополнительные технические экспертизы, чтобы установить причинно-следственную связь между ремонтом стрелки и крушением поезда.