Суды по всей стране рассматривают запутанные дела о продаже квартир
Фигуранты - это люди, которые купили жильё и не знали, что приватизация прошла с нарушениями. Однако недавно появилась надежда, что такие судебные вердикты можно будет оспорить.
"Вот такие документы нам предъявили в риелторской компании, куда мы обратились для оформления для покупки квартиры", - показывает Анастасия Николаева.
Эти документы, объясняет Анастасия Николаева, видела только один раз - в 2005-м, во время сделки. В солидной риелторской компании её уверили, что продаваемая квартира, с точки зрения закона, чиста. Но когда покупка была уже завершена, оказалось, что бывшие собственники жилья получили их незаконно.
"Буквально через две недели я узнала, что, оказывается, по поводу этой квартиры уже возбуждено уголовное дело и проводится расследование", - говорит Анастасия Николаева.
12 лет назад настоящие владельцы этой квартиры умерли. И так как прямых наследников не было, эта жилплощадь должна была отойти городу. Но через некоторое время неожиданно появились претенденты, которые обратились в столичный департамент жилищной политики с требованием передать им жилье. На основании, по сути, бумажки - копии судебного решения, которое юридически вообще никакой силы не имелаю. На ней даже не было отметки о вступлении решения в законную силу. Тем не менее, как установило следствие, этой копии департаменту оказалось достаточно, чтобы передать квартиру в пользование, с последующей приватизацией.
"Даже потом, в судебных разбирательствах сотрудники департамента соглашаются — да, квартира была приватизирована с нарушениями. Кто проверял документы к оформлению договоров, выяснить не удалось. Получается, что ответственность за ошибки департамента несу я", - говорит Анастасия Николаева.
Тем не менее, именно город был признан пострадавшей стороной, и начался судебный процесс по возвращению утраченного имущества. Но сначала Анастасия даже и не думала расстраиваться, ведь сделка была проведена на законных основаниях, что также подтвердил и суд, назвав Николаеву добросовестным приобретателем. Но согласно 302-й статье Гражданского кодекса истребовать имущество можно и добросовестного покупателя. И спустя несколько лет суд постановил выселить Николаеву с дочерью на улицу без предоставления иного жилья.
"В 12-м году нас сняли с регистрационного учета и в течение года и 8 месяцев мы были законными бомжами. Проживали здесь без всяких оснований, в любой момент могли оказаться на улице", - рассказывает Анастасия Николаева.
Таких историй только в одной Москве — несколько сотен. А по стране — тысячи. И во многих случаях крайними становятся добросовестные покупатели, которые как раз закон не нарушали. Но именно закон и позволяет их наказывать. В столичном департаменте имущества нам объяснили, что вернуть украденное — их обязанность. А как это сделать, выясняют следователи и решает суд.
"Достаточно редко правоохранительным органам удается, во-первых, установить лицо, которое именно совершило мошеннические действия, то есть виновное лицо, непосредственно совершившее действия, которые привели к этим последствиям. И не всегда удается что-то получить с этого лица, потому что, как правило, никакого имущества, никаких денежных средств у них нет", - говорит первый заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы Екатерина Радченко.
В истории семьи Ждановых из Барнаула мошенника даже нашли и приговорили к четырем годам условно. Но и в этом случае Ждановы все равно оказались крайними. По решению суда их уже лишили права собственности на квартиру, которую они купили по ипотеке сроком на 15 лет.
"Нам уже сказали, что при наличие решения об истребовании, решение о выселении — это дело небольшого времени. В ближайшее время мы ожидаем иска и дальнейшего выселения", - говорит Ольга Жданова.
С самого начала этого процесса Ждановы задавались вопросом, как они купили украденную квартиру. Ведь законность сделки подтверждается во многих инстанциях, и городом, и Росреестром. Вот только ответа на этот вопрос они так и не получили. Хотя известно, что их квартиру вывели из госсобственности по поддельному договору, который чиновники приняли и почему-то посчитали подлинным. Впрочем, в 302-м законе Гражданского кодекса написано, что мошенничество - неважно, кем оно осуществлено - свидетельствует лишь о том, что имущество выбыло помимо воли его владельца. Хотя, по мнению многих экспертов, это формулировка ошибочна и приводит к тому, что в итоге страдают добросовестные покупатели.
"Верховный суд только в конце 14-го года написал, что сам по себе факт незаконности выбытия не говорит о том, что без ведома государства", - сказал заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Музыкантский.
Определение Верховного суда составлено таким образом, что его нельзя использовать для пересмотра ранее принятых решений. Хотя то, что в этом документе написано - весьма существенно. Ведь оно в корне меняет отношение к подобным историям. И сейчас готовится обращение в Верховный суд с просьбой дополнить этот документ. Если это произойдет, то и у Анастасии Николаевой, и у семьи Ждановых, и у многих других появиться возможность вернуть утраченную собственность.