В Арктику прибыла группа призывников
Пункт назначения - Новая Земля. В Арктику прибыла группа призывников. В ближайший год им предстоит многому научиться: например, засыпать и просыпаться, когда полгода день, а потом столько же ночь, или правильно себя вести при встрече с белым медведем.
Российская Арктика. Архипелаг Новая Земля. Сейчас здесь полярный день — солнце не садится круглые сутки. Плюсовая температура — где-то уже растёт трава. Девять месяцев в году эти территории характеризуют двумя словами: белое безмолвие.
Российские военные сносят старые здания. Построены ещё в 50-х. Жить в них всё равно невозможно, а ремонтировать бесполезно. Приказано уничтожить. Уже снесли двести домов - программа очистки Арктики. Обломки потом рассортируют: что сжечь, что закопать. Кирпич, бетон, дерево не вынесли заполярного климата. А люди могут.
На Новой Земле новая партия призывников — 128 человек. Доставка военно-транспортным Ил-76. Многие первый раз в жизни летят самолётом. Страшно, но интересно. Впереди — год в сапогах. Так же, как все, Арктика — не повод сокращать срок службы.
"Есть какие-то всё равно волнения. Первый раз летишь куда-то, не знаешь ещё ничего", - говорит призывник Максим Попов.
"Я работал в русской Арктике, я там всё знаю!" - сказал призывник Роман Рогозин.
Встречают торжественно и серьёзно. Для тех, кто живёт на островах, нет мелочей. Северное гостеприимство: первый обед на Новой Земле тоже с оркестром. Для аппетита.
Иногда исполняют "Прощание Славянки". Тонкая ирония. Добро пожаловать в Арктику, сынок. За службу в условиях Крайнего Севера — усиленное питание. Суп, второе, гарнир на выбор, плюс яблоки, огурцы, помидоры, соленья — мама может не волноваться.
"Даже сало есть для тех, кто любит. У нас таких много", - говорит и.о. начальника продовольственной службы Алексей Корнихин.
Сюда, на Новую Землю, отправляют служить "местных", призывников из Архангельской области. Архипелаг входит в её состав. До дома — рукой подать. На острове Южный расположен Центральный полигон Российской Федерации.
С 50-х годов здесь испытывали ядерное оружие. Полторы сотни взрывов на воде и под водой, под землёй и в воздухе. На этот полигон сбросили самое мощное в мире, как говорили, чтобы сохранить секретность, изделие — термоядерную бомбу. При этом радиационный фон, как в среднем по России. Всё сгорало в момент взрыва. Здесь опасаются не радиации, а арктической пурги и белых медведей. Это не шуточки. Учат на полном серьёзе. У медведя плохое зрение, но хорошее обоняние. Пока обнюхает те же перчатки, можно успеть уйти. Тихо и героически. А вот стрелять нельзя — он в Красной книге.
Выстрелы какие-то глухие. Это не боевой автомат Калашникова - точная копия. Внешний вид, вес, даже отдача такая же. Только вместо патронов — лазерный луч, вместо пороховых газов — сжатый воздух, вместо трат — экономия.
"Можно продемонстрировать. Всё то же самое, только без применения патронов", - сказал начальник стрельбища Денис Романко.
Из боевого оружия они тоже стреляют. Ходят в спортзал, в бассейн. Обычная российская армия в необычной климатической зоне. Женя Гришаев служит в Арктике, на Новой Земле сутки. Всё только начинается.
"Ложишься — день, встаёшь — день. Непривычно. Выдержу. Мне здесь нравится. У меня здесь брат служил", - рассказывает он.
Первые десять дней они свободно пользуются телефонами. Рассказывают домашним взахлёб. Здесь разноцветные дома, чтобы было за что глазу зацепиться. Здесь все знают всех в лицо — в посёлке Белушья Губа живёт две тысячи человек. Здесь самый северный в России светофор и казарма с видом на море.