В Тюменской области расследуют загадочную историю пропажи самолета с аэродрома
Спортивно-тренировочный Як-52 исчез со взлетной полосы ДОСААФ в городе Ишим. Позднее появились данные, что за штурвалом машины, которую должны были скоро списать, находился потенциальный владелец. Авиатор-любитель успел даже перевести за нее деньги.
В чистом поле — брошенный самолет. Переломанный пропеллер, вмятина под мотором. Посадка аварийная: двигатель заглох еще в небе, приземляться пришлось без шасси. Як-52 — главный герой почти детективной истории. Он исчез со взлетной полосы аэродрома ДОСААФ в Ишиме в Тюменской области.
Туда авиаторы-любители прилетели из Москвы. Вдвоем на легкомоторном французском "Гардане". Обратно в столицу летчики взлетели уже на двух самолетах. В ДОСААФ утверждают: разрешение на полет им так и не дали.
"В ходе проверки было установлено, что 21 июня около 3:15 неустановленное лицо, находясь в ДОСААФ, завладело самолетом и, совершив угон, скрылось", - сообщила старший помощник руководителя уральского следственного управления на транспорте СК РФ Наталья Гунькина.
А через 200 километров у Яка отказал двигатель. Чудом посадив машину в Ялуторовске, пилоты бросили самолет на поле и, пересев в "Гардан" продолжили путь. На дозаправку они остановились недалеко от Екатеринбурга. В тот момент их уже разыскивали и МЧС, и Прокуратура. Не остановили нарушителей небесного спокойствия и во Владимире. В деревне Дарьино на поле авиаклуба так и стоит аккуратно припаркованный их самолет. Очевидцы загадочного похищения только добавляют вопросов.
На дозаправке предполагаемые угонщики, к примеру, мало на угонщиков вообще походили: не нервничали, не торопились, заполнили канистры топливом и запросили взлет.
Вот он — предполагаемый вор. Найти его не сложно. В открытом доступе — в Интернете. Илья Кудряшов — ученый-ядерщик, работает в научно-исследовательском институте, политикой не интересуется, не женат. Его страсть — самолеты. Вся она — в фотографиях. Управляет дельтопланом, начищает свой любимый легкомоторный, пусть и учебный. И даже этот скандальный последний полет уже опубликован. В соцсетях активно комментируют фото. "Питстоп геройского экипажа" - это о дозоправке.
Комментарии в соцсетях:
"Надеюсь, что скоро все разрешится, и мы все будем вспоминать это как забавный курьез. Не верю я, что Илья мог самолет угнать".
"Илья все правильно сделали, иначе долго забирали бы купленный Вами Як-52, теперь это известно общественности, и правоохранительные органы быстрее разберутся с продавцами мошенниками, и Вы быстрее заберете свой Як! Держитесь, с Вами, все мы авиаторы!!!"
Из комментариев друзей пилотов выходит: самолет не угоняли, а перегоняли. Долгожданный Як-52 якобы собирались купить, и деньги уже перевели. Речь шла о миллионе рублей. Все переговоры вели с частным лицом.
"На месте выяснилось, что самолет имеет проблемы с документами. Смысл в том, что частное лицо его продает, а ДОСААФ имеет на него какие-то виды или претензии. С развалом Советского Союза все эти самолеты стали перерегистрировать на себя частные лица: начальники клубов, еще какие-то люди. Документы то оформлялись, то не оформлялись. И получается так: вроде как частное лицо продает самолет, а при этом он находится на балансе клуба", - сообщил друг Ильи Кудряшова Николай Воропаев.
Еще одно косвенное доказательство: угнать самолет физически сложно, в разговорах за кадром говорят пилоты-любители. Это не автомобиль. На взлетную полосу крылатую машину нужно выкатить, заправить, подготовить к полету. Это занимает обычно не меньше часа.
Кроме того, чтобы взлететь в небо, одной лицензии мало. Нужно уметь управлять конкретной моделью самолета. Для этого, по словам друзей пилота-угонщика, он и летал несколько раз в Тюменскую область обучаться. В ДОСААФ комментируют: пилота - не знают, он не из клуба. А сделки по определению быть не могло.
"Этот самолет купить невозможно. Он на балансе у государства. Я узнавал у руководителя — никаких сделок с самолетами не проводили. Существовал сговор. И люди, воспользовавшись этим сговором, взлетели", - отметил зампредседателя ДОСААФ России Александр Макеев.
"Возможно все, и в том числе покупка самолета. Такие вещи бывали и происходили. Я знаю точно, что приобретались самолеты в ДОСААФ, а потом уже разбирались и даже отправлялись в другие страны, было на моей памяти", - рассказывает действующий пилот российской авиакомпании.
Об угоне сами пилоты узнали из новостей, уже когда оказались в столице. Сами приехали в ФСБ. Сейчас их допрашивают. Уголовное же дело заведено по факту незаконного взлета. Правоохранительные органы, поднятые ночью по тревоге "угон", теперь должны разобраться: угон ли это или сделка о купле-продаже. Незаконная. Комиссия ДОСААФ для собственного расследования уже вылетела в Тюмень.