Программист Валерий Спиридонов впервые встретился со своим хирургом Серджио Канаверо
Валерий Спиридонов, решившийся на пересадку собственной головы к чужому телу впервые встретился со своим хирургом. Доктор Канаверо уверен, что сможет спасти россиянину жизнь и сделать операцию, которая кажется фантастической. Сам пациент заявляет, что терять ему нечего, и он готов к любому исходу.
Спинальная амиотрофия - диагноз-приговор. Заболевание генетическое, редкое и прогрессирующее. Поражение клеток спинного мозга: ранняя смерть, а до нее - инвалидную коляску. Валерий Спиридонов ухватился за шанс, дав согласие на операцию, о какой грезили фантасты прошлого века, и какую до сих пор считают немыслимой. Прилетев в США, Валерий впервые встретился с итальянским нейрохирургом Серджио Канаверо, пообещавшим ему стать чудотворцем: пересадить к голове новое тело.
"У меня есть шанс сделать трансплантацию тела, и если все пройдет хорошо, моя жизнь станет иной - у меня будет свобода", - говорит Валерий Спиридонов.
Канаверо обещает, что операция состоится через два года - именно тогда, по словам итальянца, его методика окончательно дозреет. Хирургу потребуется помощь ста специалистов и сто миллионов долларов. Которых у него, конечно, нет, но он надеется на помощь персон вроде Билла Гейтса - по значимости Канаверо сравнивает свой проект с полётом "Аполлона-11" на Луну. Операция должна выглядеть так: голову пациента и тело донора охлаждают, два конца спинного мозга связывают полиэтиленгликолем - по такому же принципу с помощью припоя паяют провода. Затем сшивают мышцы с сосудами - и вводят пациента в долгую кому, во время которой они будут восстанавливаться. Канаверо уверяет, что после выхода из комы человек сразу сможет говорить, а за год физиотерапевты научат его ходить.
"Конечно, я не могу отрицать, что операция рискованная. Но мы разработали план действий, и если будем его придерживаться, наши шансы на успех - более 90%", - говорит нейрохирург Серджио Канаверо.
История медицины знает примеры подобных экспериментов, но, конечно, не на людях. Ещё в 50-е годы советский врач Владимир Демихов в исследовательских целях пересадил 20 собакам по дополнительной голове. Подопытные смогли прожить несколько дней. В 1970 году эксперимент развил американец Роберт Уайт, пересадив туловище обезьяне, но он не соединял спинной мозг, и обезьяна умерла через неделю. Нечто подобное, но уже по канонам XXI века, сейчас собирается совершить китаец Жень Сяопин, в активе которого сотни успешных операций по пересадке туловищ мышам. Которые, впрочем, тоже не живут больше суток. На что же рассчитывает Канаверо? - восклицают скептики, которых, мягко говоря, много. Кто-то и вовсе считает итальянца шарлатаном - не случайно, мол, он оттягивает операцию до 2017 года. Но есть, конечно, у Канаверо и сторонники.
"Некоторые профессора сегодня критиковали работу доктора Канаверо. Но знаете, поначалу и пересадку сердца критиковали, а теперь это обычное дело", - говорит нейрохирург Уильям Мэтьюз.
Возможно, сторонников у Канаверо было бы ещё больше, если бы он не создавал себе образ несколько легкомысленного ученого. Его лекции больше похожи на поп-шоу - с приглушенным светом, полными залами, красочной графикой и заявлениями вроде "я пришел, чтобы изменить этот мир". Он режет на сцене бананы, изображая эффект от острейшего наноскальпеля. Ломает спагетти, чтобы показать, как будет соединять спинной мозг. И падок на эффектные концовки.
Для Валерия всё это второстепенно. Он говорит, что оценивает ситуацию трезво: надеется, что операция продлит ему жизнь, но готов и к тому, что оборвёт. В этом случае, как он рассчитывает, после нее останутся данные, который помогут врачам будущего делать такие операции успешно.
"Я не пытаюсь совершить какое-то изощренное самоубийство. Я очень люблю жизнь и вполне доволен тем, что у меня есть. У меня есть уверенность в том, что все понимают, что делают. Просто кто-то технически должен быть первым. Почему не я?" - говорит Валерий Спиридонов.