Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
15 мая 2015, 21:35

Парадом поездов столичный метрополитен отмечает своё 80-летие

Сегодня и завтра по Кольцевой линии Московского метрополитена будут ходить ретросоставы - все эпохи метро - в одном тоннеле.

80 лет в один день. Ретровагоны московского метро сегодня выстроились в ряд на Партизанской в парадном виде, как и полагается на день рождения. Из окна состава на гостей смотрят 40-е, 50-е, 60-е: профессиональные реконструкторы по газетам и старым фотографиям восстановили детали поездов и формы сотрудников. Яркая история столичного метрополитена удивила представителей даже самого старшего метро — Лондонского.

"Я в Москве впервые и поражен вашим метро. Количество поездов, чистота и самобытность. А тому, как вы справляетесь с нагрузкой, нам надо поучиться", - отметил управляющий директор Лондонского метро Майк Браун. 

Вперед и с песней, каждый под свою — в праздничный парад курсировать по Кольцевой вышли все действующие модели поездов метро. Среди них исключение - стилизованный под старину "Еж" - в подобным москвичи ездили 80 лет назад. Машины времени, точнее вагоны, доступны для каждого сегодня и завтра. Полвека она встречала и провожала поезда под землей. Но такой видит впервые. История метрополитена длиною в поезд: 8 вагонов по 10 лет. Для Александры Георгиевны эти фотографии будто из семейного альбома: вот они — 50 лет — проносятся перед глазами.

"Единая семья. Мы друг другу старались как-то помочь, советом, делом, если нужно. Если услышал случай какой-то на станции, если выходила из этого случая, я могу подсказать", - рассказывает Александра Сотникова.

Поезд с историей — последняя разработка: первый состав со сквозным проходом. Более вместительный перевозит на 200 человек больше, на 20 тонн легче, а значит быстрее. Еще он "умный": двери не зажимают людей, а кондиционеры обеззараживают воздух.

"Мне очень поезд этот нравится. Он очень объемный. Опаздываешь куда-то, ты можешь сесть в последний вагон и перейти в первый. Интерьер очень нравится", - признается Кирилл Кулаев.

Летопись метро. О нем мечтали еще в конце XIX века. Но строить начали только в 1931-м, когда трамваи перестали справляться с потоком пассажиров. Добровольцы вручную пробивали грунт и спустя 4 года открылась первая линия - 13 станций от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением на "Смоленскую". За всю историю метро закрылось лишь однажды — 16 октября 1941-го, когда под Москвой стояли немецкие войска и было решено уничтожить подземные тоннели, чтобы не достались врагу. Все, что могли, отправляли в эвакуацию.

"Люди стоят, ждут электричку, вдруг на встречу идет паровоз, и у него на прицепе вагоны метрополитена. Как рассказывают, женщины завыли в голос, потому что если уж метро рушится, значит рушится все", - рассказывает директор Народного музея Московского метрополитена Константин Черкасов.

К вечеру того же дня приказ отменили: метрополитен решено оставить и сделать бомбоубежищем: в дни войны тут родилось 217 малышей. Станции продолжали строить нередко ценой собственной жизни. Солнечную мозаику на Новокузнецкой, в полутьме, холоде и голоде собирал в блокадном Ленинграде Владимир Александрович Фролов. Великий мастер терял зрение, был истощен, но не бросал работу. Из последних сил он упаковал мозаику и отправил в Москву и вскоре скончался, так и не узнав, что посылка дошла. 

"Как-то он смог организовать в ящики эти мозаики, сумел привезти на берег Ладожского озера. Мой дед решил, что их обязательно нужно переслать в Москву", - рассказывает Владимир Фролов, внук В.А. Фролова.

Похожее на музей московское метро, теперь и вправду принимает выставки и проводит концерты. Бесплатны wi-fi заменил привычную книгу в руках пассажиров на планшеты и смартфоны. И хотя московское метро не самое протяженное в мире, по объему перевозок мы первые — это 9 млн/ человек каждый день - население Венгрия или Швеция До конца года откроется 8 новых станций, и еще 70 в генплане. А 2019 году замкнется вторая кольцевая линия Москвы. Миллионы людей сэкономят драгоценные минуты под землей, которые на земле складываются в недели. Уже подсчитано, в среднем каждый пассажир московского метро проводит в подземной дороге месяц в году.

Эти два города - наземный и подземный — сосуществуют уже 80 лет, и представить один без другого невозможно. На вопрос о месте проживания москвичи автоматически называют не улицу, а станцию метро. Фраза "первый вагон из центра" - не странное словосочетание, а придуманное в народе обозначение нужного выхода, которое чаще полезнее, чем указатели. А когда важно не опоздать — это единственный маршрут, который можно просчитать до минуты. Так что все эти годы метро не только живет в ритме Москвы, но и задает его.

Этот ритм чувствуют и в космосе. Поздравительный привет тем, кто под землей, от тех, кто над Землей:  "Мы поздравляем Московский метрополитен с юбилеем, желаем успешной работы. Продолжайте расширять горизонты, открывать новые станции и линии. Пусть в пути будут только запланированные остановки, а скорость развития будет космической!"

Читайте также: