Парадом поездов столичный метрополитен отмечает своё 80-летие
Сегодня и завтра по Кольцевой линии Московского метрополитена будут ходить ретросоставы - все эпохи метро - в одном тоннеле.
80 лет в один день. Ретровагоны московского метро сегодня выстроились в ряд на Партизанской в парадном виде, как и полагается на день рождения. Из окна состава на гостей смотрят 40-е, 50-е, 60-е: профессиональные реконструкторы по газетам и старым фотографиям восстановили детали поездов и формы сотрудников. Яркая история столичного метрополитена удивила представителей даже самого старшего метро — Лондонского.
"Я в Москве впервые и поражен вашим метро. Количество поездов, чистота и самобытность. А тому, как вы справляетесь с нагрузкой, нам надо поучиться", - отметил управляющий директор Лондонского метро Майк Браун.
Вперед и с песней, каждый под свою — в праздничный парад курсировать по Кольцевой вышли все действующие модели поездов метро. Среди них исключение - стилизованный под старину "Еж" - в подобным москвичи ездили 80 лет назад. Машины времени, точнее вагоны, доступны для каждого сегодня и завтра. Полвека она встречала и провожала поезда под землей. Но такой видит впервые. История метрополитена длиною в поезд: 8 вагонов по 10 лет. Для Александры Георгиевны эти фотографии будто из семейного альбома: вот они — 50 лет — проносятся перед глазами.
"Единая семья. Мы друг другу старались как-то помочь, советом, делом, если нужно. Если услышал случай какой-то на станции, если выходила из этого случая, я могу подсказать", - рассказывает Александра Сотникова.
Поезд с историей — последняя разработка: первый состав со сквозным проходом. Более вместительный перевозит на 200 человек больше, на 20 тонн легче, а значит быстрее. Еще он "умный": двери не зажимают людей, а кондиционеры обеззараживают воздух.
"Мне очень поезд этот нравится. Он очень объемный. Опаздываешь куда-то, ты можешь сесть в последний вагон и перейти в первый. Интерьер очень нравится", - признается Кирилл Кулаев.
Летопись метро. О нем мечтали еще в конце XIX века. Но строить начали только в 1931-м, когда трамваи перестали справляться с потоком пассажиров. Добровольцы вручную пробивали грунт и спустя 4 года открылась первая линия - 13 станций от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением на "Смоленскую". За всю историю метро закрылось лишь однажды — 16 октября 1941-го, когда под Москвой стояли немецкие войска и было решено уничтожить подземные тоннели, чтобы не достались врагу. Все, что могли, отправляли в эвакуацию.
"Люди стоят, ждут электричку, вдруг на встречу идет паровоз, и у него на прицепе вагоны метрополитена. Как рассказывают, женщины завыли в голос, потому что если уж метро рушится, значит рушится все", - рассказывает директор Народного музея Московского метрополитена Константин Черкасов.
К вечеру того же дня приказ отменили: метрополитен решено оставить и сделать бомбоубежищем: в дни войны тут родилось 217 малышей. Станции продолжали строить нередко ценой собственной жизни. Солнечную мозаику на Новокузнецкой, в полутьме, холоде и голоде собирал в блокадном Ленинграде Владимир Александрович Фролов. Великий мастер терял зрение, был истощен, но не бросал работу. Из последних сил он упаковал мозаику и отправил в Москву и вскоре скончался, так и не узнав, что посылка дошла.
"Как-то он смог организовать в ящики эти мозаики, сумел привезти на берег Ладожского озера. Мой дед решил, что их обязательно нужно переслать в Москву", - рассказывает Владимир Фролов, внук В.А. Фролова.
Похожее на музей московское метро, теперь и вправду принимает выставки и проводит концерты. Бесплатны wi-fi заменил привычную книгу в руках пассажиров на планшеты и смартфоны. И хотя московское метро не самое протяженное в мире, по объему перевозок мы первые — это 9 млн/ человек каждый день - население Венгрия или Швеция До конца года откроется 8 новых станций, и еще 70 в генплане. А 2019 году замкнется вторая кольцевая линия Москвы. Миллионы людей сэкономят драгоценные минуты под землей, которые на земле складываются в недели. Уже подсчитано, в среднем каждый пассажир московского метро проводит в подземной дороге месяц в году.
Эти два города - наземный и подземный — сосуществуют уже 80 лет, и представить один без другого невозможно. На вопрос о месте проживания москвичи автоматически называют не улицу, а станцию метро. Фраза "первый вагон из центра" - не странное словосочетание, а придуманное в народе обозначение нужного выхода, которое чаще полезнее, чем указатели. А когда важно не опоздать — это единственный маршрут, который можно просчитать до минуты. Так что все эти годы метро не только живет в ритме Москвы, но и задает его.
Этот ритм чувствуют и в космосе. Поздравительный привет тем, кто под землей, от тех, кто над Землей: "Мы поздравляем Московский метрополитен с юбилеем, желаем успешной работы. Продолжайте расширять горизонты, открывать новые станции и линии. Пусть в пути будут только запланированные остановки, а скорость развития будет космической!"