Подробности экспедиции на Шпицберген и продолжение бурной дискуссии на дипломатическом уровне
Между Россией и Норвегией не будет обострения отношений из-за пребывания вице-премьера Дмитрия Рогозина на архипелаге Шпицберген. Об этом объявлено сегодня вечером после того, как наш посол в Осло приехал с разъяснениями в МИД. Там сначала нервно отреагировали на то, что Рогозин остановился на Шпицбергене по пути на дрейфующую станцию в Арктике. У России большие планы на освоение этих широт.
Белый снег, синий лёд. Одеялом лоскутным разноцветные палатки. Полярная станция СП-2015. СП значит "Северный полюс". До него километров 30. Точнее никто не скажет. Станция - дрейфующая. Она стоит на однолетнем льду. Мощность льда в окрестностях станции примерно метр восемьдесят.
Этого достаточно, чтобы сел самолёт. На борту - груз и делегация. Никогда ещё Арктика не видела столько министров сразу - экономразвития, природных ресурсов, во главе - вице-премьер Дмитрий Рогозин. С этого момента станцию считать открытой.
"Россия начинает чувствовать себя в пространстве и заявлять о своих границах, о своих интересах. В прошлом году произошло воссоединение с Севастополем и с Крымом. В этом году, начало этого года - новый взгляд, новый мощный акцент на развитие Арктики. Это вещи одного порядка", - отмечает заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.
Запад смотрит и нервничает. Норвежский МИД заявил: "Очень жаль, что Рогозин побывал на Шпицбергене, не хотелось бы видеть у себя персону из санкционного списка Евросоюза". В ЕС Норвегия не входит, но санкции поддерживает. Потребовали объяснений, вызвали посла. "После драки кулаками не машут", - написал Рогозин в Твиттере. Норвежских законов он не нарушал. По договору ещё от 1920 года, россияне могут посещать Шпицберген без визы, если летят прямиком из России. В аэропорту там даже погранконтроля нет.
Наука на льду, сезон 2015. Учёные исследуют воду, лёд, погоду. Министры - как всё устроено, на станции. Отметили, слишком много импортного. От приборов до самолёта, на котором прилетели. Украинский Ан-74. В Россию такие теперь не поставляют. Пообещали: российские заводы сами сделают всё для полярников не хуже и в ближайшие пару лет по программе освоения Арктики.
"Хоть и говорят, что она безмолвная и никого здесь нет, но в сегодняшнем мире, если ты не проявляешь активность, обязательно кто-нибудь придёт и застолбит", - говорит министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
Самая макушка Земли, Северный полюс. За то, чтобы в несколько шагов пересечь все меридианы и полуобмороженными руками сделать здесь селфи, люди готовы платить большие деньги. Поэтому туризм станет одним из направлений, по которому Россия будет развивать свою Арктическую программу. И, конечно же, полезные ископаемые: нефть и газ, - плюс, как говорится, вся таблица Менделеева: золото, платина, никель.
Месторождения — россыпью. На карте видно, сколько их здесь! Арктическая зона сейчас даёт 15% ВВП страны и четверть всего российского экспорта. Недобытое сложно подсчитать даже примерно.
"Это в основном минеральные ресурсы, они очень подвержены конъюнктуре. Сейчас она не самая хорошая. Но мы должны вкладываться в будущее. Это инвестиции долгосрочные", - отметил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Россия планирует возродить и судоходство по Северному морскому пути. Кратчайший маршрут Европа - Азия. Это позволит бизнесу экономить на перевозках. Пробивать путь будут атомные ледоколы. Три новых судна достроят к 2020 году.
Арктика - просто космос! И по затратам на освоение нужны триллионы рублей, и в целом похоже: пусто, холодно, немноголюдно.
В палатке камера запотевает — разница температур. На улице — суровый минус, а здесь +15. Личные вещи, четыре кровати. Пока живут по норвежскому времени, час разницы с Москвой. Но скоро перейдут в арктический режим. Спать и работать -о сменам. Всё равно полярный день, светло круглые сутки.
До сегодняшнего дня полярники высаживались здесь единственный раз - в 1937 году. Легендарная экспедиция Папанина "Северный полюс - 1". Всё было впервые и вновь - спецснаряжение, спецприборы, спецобеды — пять тонн продуктов на четверых. Одинокая палатка и героическое спасение. 274 дня.
В этот раз в районе Северного полюса будут работать, пока льдина не растает. Минимум три месяца. Но продуктов и материалов всё же привезли на полгода.