Крушение траулера «Дальний Восток» унесло жизни 56 человек, 13 членов экипажа пропали без вести
Трагедией недели стало крушение траулера "Дальний Восток" в Охотском море. 132 человека на борту - россияне, малайзийцы, латыши, граждане Вануату - пестрый экипаж. Все - вроде бы профессионалы.
Но в результате - крен судна, паника, и, судя по словам очевидцев - бездействие и растерянность капитана. Траулер ушел под воду меньше, чем за 15 минут.
Экипаж пытались спасти - это была крупнейшая операция за последние годы. Но на борт спасательных судов подняли лишь 63 человека.
56 погибли, еще 13 пропали без вести. Поисково-спасательная операция продолжается уже четыре дня.
Версии происшедшего были одна экзотичней другой: айсберг, льдина, столкновение с неопознанной подводной лодкой. Но, судя по тому, что говорят моряки, все проще - кто-то пожадничал, взяв слишком много рыбы на борт, хороший улов. Кто-то на авось рассчитал баланс - и не рассчитал крен. Кто-то не подал сигнал S.O.S. То есть, нарушили главное правило мореходов - с судном – "на ты", с морем – "на вы". Почему экипаж совершил роковую ошибку, зная, что море не прощает ни жадности, ни халатности?
Страшные подробности того, как тонул траулер "Дальний Восток", стали известны только спустя сутки после трагедии, когда троих пострадавших моряков спасатели МЧС вертолетом доставили в Магадан. Врачи констатировали обморожения средней тяжести, ушибы и сильный стресс.
"Была штормовая погода. Начало судно кренить, пошел необратимый процесс. Тяжело на это было смотреть. Как "Титаник". Люди падают. Смотришь, они летят, кричат", - рассказывает один из спасенных моряков.
Это случилось под утро 2 апреля, и весь день в районе крушения шла масштабная спасательная операция. К ней привлекли более полутора тысяч человек, несколько десятков кораблей, вертолёты МЧС вели наблюдение с воздуха. Первыми на выручку рыбакам подошли ближайшие суда, которые тоже ловили минтай в районе промысла. Некоторые из них принадлежат компании Василия Вельмейскина. Бывший капитан рассказывает, что информацию об опасном крене на траулере "Дальний Восток" передал по рации штурман затонувшего судна, но сигнал SOS не подавался.
"Почему они не подали SOS? Нажать кнопку SOS - нужно иметь такую смелость. Осознать, что у тебя действительно беда, что судно погибнет, люди погибнут. Вот мне кажется, у капитана и у команды не хватило вот этой смелости, по всей видимости. Или они недооценили обстановку, что может произойти беда", - считает Василий Вельмескин.
48-летний капитан траулера Александр Притоцкий родился на Украине, но давно жил на Сахалине. Он известен среди коллег, как опытный судоводитель, но при этом, по некоторым данным, не раз попадался на браконьерстве. А в 2001 году на его судне "Млечный путь" случился пожар. В нынешней катастрофе Притоцкий, как и двое его помощников, погиб.
Спасшиеся моряки рассказывают, что экипаж до последнего ждал команды на эвакуацию. Люди сами начали спасаться, когда поняли, что судно гибнет.
"Неорганизованно как-то все немножко, непонятно было. Я взял спасательные средства, оделся, вышел на палубу, как и многие остальные. Кто-то до последнего на своих дежурных местах был. Ждал очереди, спасательные плоты скидывали, чтобы не толкучка была, а как-то более или менее", - рассказывает один из моряков с "Дальнего Востока".
Часть моряков смогли сесть на плоты, а кто-то, как Юрий Фомин, успели только надеть гидрокостюм.
"Получается, в воде я был четыре часа. Плота не было, ПСР. Другие были на нем. Меня отбросило и все", - рассказывает он.
Спасательный гидрокостюм позволяет человеку находиться в холодной воде до шести часов, но только при условии, если он точно подходит по размеру конкретному члену экипажа. Это требование морской безопасности было нарушено. Во время спасательной операции выяснилось, что некоторые моряки - граждане иностранных государств - были одеты в костюмы очень большого размера, и вода через воротник быстро попала внутрь. Люди просто замерзли насмерть.
Температура воды в Охотском море сейчас - всего два градуса тепла. В таких условиях человек получает холодовую травму и в течение считанных минут погибает от острой сердечной недостаточности.
Первой версией причин крушения было столкновение траулера с крупной льдиной. Теперь уже почти наверняка известно, в том числе и от спасенных моряков, что судно утонуло, получив сильный крен.
"Заметили, что крен, были пустые, равняться нечему было. Взяли очень много рыбы на борт. Это способствовало накренению. Выровнять было нечем. Крен все больше и больше", - рассказывает спасенный член экипажа "Дальнего Востока".
Во время промысла минтая "Дальний Восток" взял на борт большой трал - 80 тонн рыбы. И сразу же начал крениться на левый борт. В течение 15-20 минут крен увеличивался и достиг критических отметок 60 и 70 градусов. Судно легло на бок, а затем в воду погрузилась корма. Траулер стремительной ушел под воду, как говорят моряки - "свечкой". Причина - отсутствие балласта. Топливные танки, расположенные ниже ватерлинии, были почти пусты. В них было всего 50 тонн вместо минимально допустимых ста.
"То есть, вместо топлива он должен был бы взять балласт, тогда бы не было крена. Плюс он начал разворачиваться почему-то. Крен на левый борт был, а он развернулся и поставил правый борт на ветер, а ветер был до 15-18 метров", - объясняет судовладелец Василий Вельмескин.
По словам специалистов, такой тип судов, как большой автономный траулер с морозильной камерой, которым, собственно, и был "Дальний Восток", вполне надежен и обладает высокой мореходностью. Затонувший траулер нельзя назвать и старым - он был построен 26 лет назад в Николаеве. Первым портом приписки для судна стала Рига. В водах Атлантики траулер ходил вплоть до 2014 года.
"С технической точки зрения судно было в полном хорошем состоянии, поскольку я их проводил с ежегодной проверки ежегодные ремонты, которые обязательны для такого типа судов, а также это подтверждается выданными техническими характеристиками", - говорит директор "Baltic Marine Fishing Company" Айварс Граудиньш.
Не ясно, почему вообще траулер "Дальний Восток" продолжал ловить рыбу, будучи перегруженным. В холодильниках судна было около полутора тысяч тонн минтая при максимальной норме тысяча триста. Эти вопросы следователи уже задают судовладельцу - сахалинской компании "Магеллан".
Расследование – на особом контроле руководства СКР. И пока ведомство не дает комментариев. По этой же причине запрещено общаться с прессой и представителям "Магеллана". Офис компании в Южно Сахалинске закрыт. На фасаде даже нет вывески, жалюзи опущены.
Следствие интересует целый ряд вопросов. Например, почему на судне, где экипаж не должен превышать 94 человека, работали аж 132 моряка, и на каких основаниях на борту "Дальнего Востока" находились 54 иностранных гражданина.
"Поскольку это судно в январе месяце последний раз заходило в российский порт, то это означает, что эти работники были приняты, скорее всего, в Пусане, и стало быть, это нелегальные работники, то есть, они оформлены неправильно, нелегально для того, чтобы работать на российских предприятиях, а это судно является российским предприятием", - полагает президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
Известно, что иностранные члены экипажа - граждане Латвии, Мьянмы, Вануату и Украины. Обычно гастарбайтеров нанимают для тяжелой работы, за которую мало платят.
Сейчас спасенных моряков везут в порт Корсаков на юг Сахалина на двух судах - рыболовном "Андромеда" и спасательном "Справедливый". В пути состояние моряков контролируют врачи Центра медицины катастроф. И на острове все готово для встречи пострадавших.
"У нас будут работать многопрофильные медицинские бригады, в состав которых входит по восемь специалистов-врачей. Каждый пострадавший будет обследован и осмотрен всеми специалистами, при необходимости госпитализирован в наше учреждение", - рассказала исполняющая обязанности главного врача Сахалинской областной больницы Елена Никулина.
На Сахалине сейчас готовятся к встрече родственников пострадавших и выживших моряков. Для них забронирован чартерный рейс до Южно-Сахалинска и гостиничные номера. С людьми будут работать психологи МЧС. Власти области выплатят компенсации - по одному миллиону рублей родным погибших, и по 200 тысяч - пострадавшим.
Трагедия, случившаяся с траулером "Дальний Восток", стала одной из самых масштабных по числу жертв среди моряков в дальневосточном бассейне за последние десятилетия. Во вторник, когда тела моряков доставят на берег, на Сахалине и в Приморье будет объявлен траур.