Наступательная операция по освобождению Киева от фашистских захватчиков развернулась осенью 1943-го
Первый канал продолжает рассказ о городах Победы. После распада СССР они оказались в разных государствах. Но общее прошлое - границы разделить не могут. Сегодня - рассказ о Киеве, собранные по крупицам уникальные кадры хроники. Каждый из нас помнит эти строки: "Киев бомбили, нам объявили что началась война".
Гул немецких самолетов и свист падающих бомб жители Киева услышали уже в первые часы войны. Утром 22 июня 1941 года вражеская авиация разбомбила аэродромы, железнодорожный вокзал, воинские части. Уже через 20 дней танковый клин генерала фон Клейста ударил в первую линию укреплений на подступах к городу. Но взять Киев сходу фашистам не удалось.
"20 тысяч киевлян и из Киевской области пришли на оборону Киева, пришли партизаны с Полтавы, Донецка, Харькова и был в каждом районе Киева создан отряд ополченцев и комсомольский полк. И все эти люди сражались и защищали Киев", - рассказывает руководитель Киевской организации ветеранов Виктор Малеванный.
Стараясь спасти город, женщины и подростки рыли противотанковые рвы. Десятки километров, два метра глубиной и семь шириной. Начальник киевского танково-технического училища придумал те самые противотанковые ежи. Тогда их называли по его фамилии "звездочки Горрикера". Своим мужеством оборонявшиеся сумели задержать врага на несколько месяцев. Только перебросив дополнительные силы, фашисты взяли Киев в кольцо. 19 сентября советские войска оставили город.
Фашисты меняли названия улиц, выселяли местных жителей из центра города и развешивали таблички: "Только для немцев". 100 тысяч киевлян, как рабов, угнали в Германию. По утрам люди находили мертвых с запиской: "Шел после комендантского часа".
"По всему Киеву было развешано: "Евреям собраться с вещами и явиться туда-то". Их вели в овраги и там расстреливали. Там же в 1942-м, привезли из Одессы моряков. Зимой, босые, руки скрученные колючей проволокой. Но они не сдавались, пели патриотические песни и были расстреляны", - вспоминает Виктор Малеванный.
Мемориал в Бабьем Яру – свидетельство одного из самых страшных преступлений. Овраг на окраине Киева был превращен в огромную интернациональную братскую могилу. Здесь, за два года оккупации, фашисты расстреляли больше 100 тысяч человек: женщины и дети, пленные красноармейцы и подпольщики.
Победа под Сталинградом переломила ход Второй мировой войны. Курская Дуга и освобождение Харькова. Советским войскам было пора открывать путь в Европу. Гитлер еще не верит в надвигающуюся катастрофу. "Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его", — заявил он на одном из совещаний в Берлине.
Гитлер запретил своим войскам готовиться к обороне. Но вопреки приказу генерал Манштейн все-таки приказал строить на высоком правом берегу мощные инженерные укрепления. Так называемый "Восточный вал".
Немцы рассчитывали, что советские войска будут переправляться зимой, по льду. Но передовые части Красной армии подошли к левому берегу Днепра в сентябре 1943-го. В планах нашего командования - форсировать с хода, не дожидаясь понтонов.
"Самая главная задача – это обеспечить переправу, другой задачи не было", - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Киева Николай Лукин.
"Кто на лодках, кто на плотах, а первоначально даже на подручных средствах. И это под огнем противника. И вот мы подплывали уже на пароме к берегу, рядом в плывущий паром прямым попаданием разбросало всех. Я смотрю: крик, "Братцы, помогите!". Прямо ужас! Надо вперед и вперед, идешь вперед", - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Киева Михаил Пучков.
Освобождать Киев было решено с так называемого Букринского плацдарма, который находился в 80 км к югу от города. Но первые две попытки не удались. Тогда советское командование применило военную хитрость. Тайный маневр позволил изменить направление удара.
"Они придумали такой вариант: оставить на Букрине, южнее Киева вместо главной ударной группировки макеты. Пушки деревянные стояли, танки, радиостанции работали. И в ночное время совершить марш", - рассказывает ветеран Великой Отечественной войн, участник освобождения Киева Николай Царев.
Макеты делали из подручных средств, например, танки имитировали деревянные каркасы, накрытые брезентом. Противник должен был видеть в бинокли, что все остается на своих местах. В это время более 500 танков, сотни орудий и сотни тысяч солдат тайно перебрасывают севернее, к Лютежу. Оттуда и началось неожиданное для врага наступление. Через три дня Киев был освобожден.
За эту операцию почти 2,5 тысяч солдат и офицеров получили звезду героя Советского Союза.
Освобожденный город был в дыму и руинах. Отступая, немцы использовали тактику "выжженной земли". Они взорвали заводы, ТЭЦ, вокзал, корпус университета, жилые дома и учреждения. Прятавшиеся в подвалах киевляне встречали солдат со слезами. А армия продолжала двигаться дальше, на Запад.