Уральская пенсионерка требует признать себя пострадавшей от эпидемии сибирской язвы конца 70-х годов
Получила продолжение история, которая долгие годы не придавалась огласке. Речь об одном из секретных советских проектов. Жительница Урала первой решила через суд добиться, чтобы её признали пострадавшей в результате утечки во время экспериментов с сибирской язвой. Причём, как утверждают эксперты, подобных заявлений могут быть сотни.
В коробочках - дневной запас медикаментов Раисы Смирновой. Бесконечные болезни начались 36 лет назад после вспышки сибирской язвы. В апреле 1979 года ее госпитализировали без сознания с температурой 42 градуса. В себя женщина пришла только через неделю. Когда чуть поправилась, представители правоохранительных органов запретили рассказывать кому-либо о болезни.
"Пришли двое в костюмах, говорят: "Подпишите расписку о неразглашении на 25 лет. Если кому-нибудь расскажете, мы вас посадим". Я, конечно, подписала", - рассказывает Риса Смирнова.
В зону заражения попал целый микрорайон на окраине Екатеринбурга. По официальным данным, от вспышки сибирской язвы с апреля по июнь 1979 года умерли 64 человека, в основном мужчины. Для их могил на восточном кладбище выделили отдельный сектор.
Валерий Струин похоронил тогда 11 друзей. Он вспоминает, что в апреле 1979 года улицы и крыши домов мыли специальной дезинфицирующей жидкостью из пожарных брандспойтов. Каждый новый день здесь начинался с подсчета умерших.
"Апрель самый тяжелый был. Сначала паника была, а потом как-то привыкли. На работе ощущались, кто умер сегодня. Ждали жертвы каждый день", - вспоминает Валерий Струин.
Случившееся власти тогда пытались максимально засекретить. Заболевшим ставили другие диагнозы, больничные листы изымались. Среди выживших провели вакцинацию. Лекарства доставили из новосибирского научного центра, но что именно содержалось в ампулах, людям не сообщали. Власти уверяли: причиной заражения стали больные животные. Лишь спустя несколько лет появилась версия о том, что произошла утечка из военной лаборатории.
19-й военный городок. В 1979 году эта воинская часть называлась "Свердловск-19" и входила в систему сверхсекретных предприятий "Биопрепарат". Документы, в которых описывается, над какими именно разработками здесь трудились, до сих пор засекречены.
Специалисты, изучавшие вспышку сибирской язвы, уверены: 1 апреля 1979 года произошел случайный выброс новейшего бактериологического оружия.
"Засорился фильтр. Сотрудник фильтр снял, а следующая смена не посмотрела в журнале, что фильтр убран и не поставила его. И несколько часов из подземелья вылетали споры боевой сибирской язвы", - объясняет доктор химических наук Лев Федоров.
Риса Смирнова подала в суд на Министерство обороны. Она требует взыскать 6 миллионов рублей в качестве моральной и материальной компенсации. Военные на судебное заседание не явились, А представители военного научно-исследовательского института — правопреемника секретной лаборатории - претензии отвергают.
Раиса Смирнова сейчас единственный истец, но за делом пристально наблюдают и остальные пострадавшие от сибирской язвы. В случае, если виновные в заражении будут установлены, свои претензии готовы предъявить более 700 человек.