Растёт число жертв кораблекрушения в Охотском море
Обнаружены тела ещё двух моряков с затонувшего рыболовецкого траулера "Дальний Восток". Таким образом, погибших уже 56. Всего на борту находились 132 человека, большинство - россияне. Спастись смогла лишь половина команды. Некоторые из выживших - в тяжелом состоянии. На данный момент, неизвестной остаётся судьба 13 моряков. Почему затонуло судно, пока не ясно. Версий несколько - от столкновения со льдиной до перегруза.
На Дальнем Востоке уже давно стемнело, но поиски 15 моряков с затонувшего рыболовецкого траулера "Дальний Восток" продолжаются и, как заявил глава МЧС Владимир Пучков, будут идти всю ночь. Воздушная разведка с вертолётов приостановлена, однако акваторию по-прежнему исследуют все суда, работающие в районе трагедии. Радиус поисков увеличивается.
Рыболовецкий траулер "Дальний Восток" накануне вёл промысел в Охотском море. На борту было 132 члена экипажа – в основном, граждане России, а также иностранные моряки из Латвии, Бирмы, Вануату и Украины. Эксперты по мореплаванию, изучившие судовую роль, считают, что многие иностранцы могли работать на судне нелегально – скорее всего, у них не было трудовых виз.
"Поскольку это судно в январе последний раз заходило в российский порт и вышло отсюда, имея на борту всего 60 с лишним человек экипажа, а сейчас 132, это означает, что эти работники были приняты, скорее всего, в Пуссане, и это нелегальные работники", - отметил президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
Судно потерпело крушение около 5 утра по местному времени, в 250 километрах к югу от Магадана. Траулер затонул буквально за 15 минут, и сигнал SOS с борта не подавался. Тем не менее, часть команды успела надеть спасательные жилеты, гидрокостюмы и пересесть в шлюпки. Погибли 54 моряка, их тела подняли из воды, 63 человека удалось спасти, у пострадавших сильное переохлаждение, и сейчас их кораблями и вертолётом эвакуируют в больницы Магадана – ближайшего к месту трагедии порта. При необходимости выживших также будут доставлять в медучреждения на Камчатке. Власти регионов Дальнего Востока заявили, что окажут спасённым и семьям погибших моряков окажут всю необходимую помощь.
Траулер до 2008 года назывался "Стенде" и портом его приписки значилась Рига. В свой, как оказалось, последний рейс, судно вышло 4 января из Владивостока и, по словам судовладельца, на тот момент было в хорошем техническом состоянии. Морские эксперты подтверждают: большие автономные траулеры обладают ледовым классом и повышенным запасом прочности.
"Эти БАТМы были построены ещё в советское время. С 70-е по 80-е годы их было построено больше сотни штук, они нормально эксплуатировались. И сегодня мы с коллегами обсуждали суда этого типа, прямо было сказано: этот пароход нужно ещё постараться утопить. Это не просто так – взял и на любой волне опрокинулся", - отметил президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
В последние годы траулер был приписан к сахалинскому порту Невельск, назывался "Дальний Восток" и его судовладельцем была компания "Магеллан". Её представитель сообщил, что российская часть экипажа в основном состояла из жителей Приморского края. Во Владивостоке удалось поговорить с родственником выжившего моряка Вячеслава Кищика, тот работал на судне старшим механиком.
"Он сам позвонил, был в состоянии шока. Говорил очень мало, сказал, что жив, наглотался воды и спасённый находится на судне, которое его подобрало. Опять же из разговоров с нашими знакомыми, которые там работают в районе этом, с вероятностью 90% судно натолкнулось на льдину и затонуло в течение 15 минут", - расказал родственник старшего механика с БАТМ "Дальний Восток" Алексей Симонов.
Дальневосточное управление Следственного комитета на транспорте возбудило уголовное дело по признакам статьи "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц".
Сейчас рассматривается уже около десятка версий ЧП. Основная, которую сейчас отрабатывает Следственный комитет, – траулер мог столкнуться с посторонним предметом, возможно, дрейфующей льдиной, отчего получил пробоину в машинном отделении. Однако, по словам синоптиков, Охотское море в этом отношении сейчас чрезвычайно благоприятствует промыслу.
"Впервые за много лет вместо многолетних 70% покрытия льда Охотского моря на конец марта в этом году льдом покрыто не более 32%. Поэтому в районе основных промыслов ледовая обстановка более-менее стабильная", - отметил метеоролог Константин Осипов.
Есть ещё одна версия – ошибка капитана и команды. По некоторым данным, на борт подняли переполненный 100-тонный трал, из-за пустых балластных ёмкостей на другом борту, что является грубым нарушением техники безопасности, судно стремительно накренилось и опрокинулось. Возможно, именно поэтому команда не успела подать сигнал SOS. Чтобы получить наиболее точную картину трагедии, в ближайшее время следователи планируют опросить выживших моряков после того, как пострадавшим окажут необходимую медицинскую и психологическую помощь.
Для родственников экипажа потерпевшего крушение судна - МЧС открыло "горячую линию". Звонки бесплатные, операторы готовы предоставить справочную информацию и психологическую помощь.