Граждане России, живущие в украинском поселке Меловое, оказались отрезаны от своей страны
Мирным гражданам пересекать рубежи Украины, в частности, с Россией, всё сложнее: одностороннее введение Киевом въезда по загранпаспортам, отмена договора о малом приграничном движении - всё это ударило, в первую очередь, по людям, которые живут на сопредельных территориях. Кое-где оказались разделены даже не посёлки, а улицы, как, например, в Меловом.
Чертково-Меловое. Два поселка - российский и украинский. Даже после распада Советского Союза здесь граница была весьма условной. Местные жители никогда не делили друг друга на русских и украинцев, жили вместе до этого марта, пока им не дали почувствовать, что они на самом деле – граждане разных государств.
Как здесь обычно объясняют туристам, где проходит граница? Примерно так – все, что по правую руку, включая железную дорогу, это Россия, поселок Чертково. По левую – Украина, поселок Меловое. Казус заключается в том, что на территории Мелового есть небольшой участок российской земли, где стоят российские дома и живут российские же граждане.
Чтобы не нарушать границу другого государства, местные жители ходят к себе домой прямо по шпалам. Страшно, опасно – но другого пути нет. Через железнодорожный мост они пройти не могут, там, на спуске, уже территория соседнего государства. В нескольких домах живут, в основном, пенсионеры. Квартиры они получили ещё в советское время и, конечно, никогда не думали, что ситуация так повернется. На пятачке российской земли, окруженном Украиной, они оказались как в ловушке.
"Скорая" к нам не приезжает. Почтальон газеты не носит, надо идти на почту. Почтальон только пенсии носит, ее сопровождают пограничники. Пожарная тоже не приедет", - сокрушается пенсионерка Нина Курова.
Ни "скорая", ни пожарная не приезжают, потому, что подъехать к этим домам нельзя. Они находятся за железной дорогой, и попасть туда на автотранспорте можно только через пограничный пункт пропуска, который спецавтомобили не имеют права пересекать. Так что в лучшем случае, врач придет к больному через железнодорожные пути. В худшем придется добираться до больницы самостоятельно, опять же, сначала по шпалам. Любовь Александровна Божкова рассказывает, как теперь она ходит в больницу.
"А меня переводит муж. Ему 81 год. И он меня потихонечку, сам спотыкаясь, переводит туда, чтобы там такси взять и уехать", - рассказывает она.
На официальных пунктах пропуска украинские пограничники требуют предъявлять заграничные паспорта. Но люди не спешат их оформлять. Госпошлина – две тысячи рублей и месяц ожидания. А хватит документа ненадолго.
"Это очень дорогое удовольствие. Невыгодно иметь загранпаспорт. Родственники есть в Меловом, но через КПП пересечешь несколько раз с этим загранпаспортом - это практически на месяц", - говорит Вера Смирнова.
Помочь местным жителям пытается глава Чертковского сельского поселения Анатолий Нестеренко. Чтобы решить проблемы этих людей, он не раз обращался и к погранслужбе Украины, и к руководству Ростовской области. Несколько раз сюда приезжали проверяющие, но ничего не изменилось. Границу-то не передвинешь.
"Я говорю – дорога украинская. Так сложилось исторически. А как на самом деле точки проставлены… они у нас есть. Вот как, где Яценюк здесь пророет ров, или стену здесь поставит?" - недоумевает Анатолий Нестеренко.
И такой участок российско-украинской границы в Ростовской области далеко не единственный. Дорога в Миллеровской районе, по которой самым странным образом проходит российско-украинская граница. Здесь ещё территория РФ, за предупреждающим знаком - почти три километра украинской территории, а дальше - опять Российская Федерация.
Этот участок российско-украинской границы похож на выступ, заходящий вглубь нашей территории. И именно по острию этого выступа, в украинском поселке Благовещенка, проходит небольшой отрезок трассы, соединяющей множество российских населенных пунктов.
Украинский отрезок дороги контролирует Нацгвардия. Жители российских приграничных хуторов, зная это, ездят по дороге все равно. В объезд - и дальше, и труднее, по грунтовке пройдет не всякая машина, а в райцентр всем нужно.
"Когда будет бездорожье, нам просто страшно - ни "скорая", ни инкассация, ни полиция, ни пожарная не могут к нам вовремя приехать", - говорит Ольга Комашко.
Дорожные работы здесь кипят круглые сутки. Объездную трассу прокладывают через поля и лесополосы. Обещают, что она будет готова уже к осени.