К 70-летию Победы: Владивосток — город воинской славы
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Первый канал продолжает специальный проект о городах-героях и городах воинской славы. Сегодня - рассказ о Владивостоке.
Более 70 тысяч жителей Владивостока ушли на фронт, то есть примерно каждый третий. Здесь формировались стрелковые бригады, которые участвовали в самых крупных сражениях Великой Отечественной. Дальневосточники стояли насмерть в 41-м у стен Москвы. Морские пехотинцы-тихоокеанцы вступали в бой прямо с эшелонов. Им даже не успели выдать маскировочные халаты. За черные бушлаты, выделявшиеся на снегу, и яростные атаки враг стал назвать наших морпехов "черной смертью". Они же воевали под Ленинградом, в Сталинграде и на Курской дуге.
При этом ослаблять восточные рубежи командование тоже не могло. Ведь была вероятность нападения Японии. И как главная база Тихоокеанского флота, город был превращен в непреступную крепость. Очень пригодились оставшиеся еще со времен Русско-японской войны фортификационные сооружения. Матросы и горожане строили новые укрепления. Береговая линия ощетинилась стволами 47 стационарных и подвижных батарей разного калибра. Самые большие - 305-миллиметровые — пушки Ворошиловской батареи на острове Русский прикрывали Владивосток с юга.
"Во время Второй мировой войны бороться с этими системами было нереально, тем более с моря. Батарея находится в закрытом огневом рубеже – с моря она не просматривается. А сама может наносить удар в любом направлении на дистанцию до 35 километров. Японцы подходили на 50-мильную зону, но дальше не совались, потому что они знали характеристики наших орудий", - рассказывает смотритель музейного комплекса "Ворошиловская батарея" Георгий Шабат.
В течение всей войны корабли и подлодки Тихоокеанского флота охраняли дальневосточные рубежи. Но часть флота в строжайшей секретности отправили из Владивостока на западные морские театры боевых действий. Так легендарная подлодка С-56 в 42 году в составе отряда из шести лодок совершила сложнейший переход по маршруту Владивосток – Камчатка – Аляска: прошла вдоль западного побережья Америки в Панамский канал, затем поднялась до Канады, пересекла Атлантику и пришла на Северный флот. В пути подлодки дважды попадали в сильнейший шторм, не раз были атакованы врагом. Сегодня С-56 стала музеем и визитной карточкой корабельной набережной Владивостока.
"Закрываем ее и по команде "пли" производим выстрел. И таким образом экипаж этой подводной лодки совершил много атак. В результате 10 потопленных и 4 поврежденных корабля. Командир стал героем. Экипаж – полностью орденоносный", - сообщил заведующий филиалом Военно-исторического музея Тихоокеанского флота Андрей Косицин.
В свои 92 ветеран подводного флота Владимир Майстер прекрасно помнит, как участвовал в операциях 45-го года на восточном фронте в боях с Японией. Его лодка в составе группировки из 28 субмарин прикрывала высадку нашего десанта у берегов Сахалина, Курил и Кореи. Тогда в проливе Лаперуза погибла подлодка Л-19 со всем экипажем.
"54 человека экипаж и 3 курсанта нашего курса. Мой хороший друг Вячеслав Козьмин - лейтенант, который погиб на этой лодке", - говорит ветеран Владимир Майстер.
Имена тысяч павших воинов-тихоокеанцев увековечены на плитах мемориала в центре приморской столицы. Боевые потери нес и торговый флот Владивостока. 47 гражданских судов, перевозивших грузы по ленд-лизу в СССР из США и Канады, не вернулись в порт приписки. Пароходы курсировали без боевого охранения между портами западного побережья Северной Америки и нашим Дальним Востоком. Их бомбили и торпедировали на пути следования через Тихий океан. Эти маршруты получили название "огненных рейсов". В них участвовала уроженка Владивостока, первая в мире женщина капитан дальнего плавания Анна Щетинина.
Экипажам не хватало мужских рабочих рук, поэтому в команды стали набирать совсем мальчишек - юнгами. В свой первый рейс в Америку Иван Сокурт ушел в 15 лет. Второе плавание затянулось на два года. Во Владивостоке родные сочли его погибшим.
"Иду к себе домой, а там пацаны-то все знают меня, они бегом к матери и говорят, что Иван пришел. Мать бежит, не верит, как так: уже похоронили, а тут живой. Она говорит, как так сынок, тебя же похоронили. Я говорю: нет, мама, это просто ошибка", - рассказывает ветеран Иван Сокурт.
Самолеты, танки, оружие и боеприпасы, одежда и продовольствие – всего около 9 миллионов тонн. Здесь свой трудовой подвиг совершали докеры и железнодорожники, которые круглосуточно разгружали суда и тут же формировали эшелоны для отправки на фронт. Более половины всех поставок по ленд-лизу в СССР прошло через порт Владивостока.