Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
24 февраля 2015, 21:34

К 70-летию Победы: Старый Оскол — город воинской славы

Первый канал продолжает репортажи о городах-героях и городах воинской славы в рамках специального проекта Первого канала к юбилею Великой Победы. Сегодня - Старый Оскол. Ожесточенные бои за него шли зимой 43-го года. Потери были велики, но воинов Красной армии не остановили ни смертоносный огонь, ни морозы. После освобождения Старый Оскол сыграл важнейшую роль во время знаменитой Курской битвы, а затем стал плацдармом для наступления на Запад.

Бои за Старый Оскол стали одними из самых кровопролитных в ходе зимнего наступления советских войск. В частях, которые освобождали город, погиб каждый третий солдат. Большую роль в сражении за Старый Оскол сыграли тогда лыжные бригады. "Белые призраки" – так их называли солдаты вермахта за цвет маск-халатов и умение перемещаться быстро и незаметно для врага. В условиях сильных морозов и метелей зимы 43-го только они могли преодолевать десятки километров и вести бой там, где не могла пройти техника. Именно лыжные бригады в конце января подготовили плацдарм для наступления советской армии, освободив сёла южнее Старого Оскола.

В это время активные боевые действия шли на северных рубежах города. На помощь окружённому гарнизону фашистов пробивались 500 солдат вермахта. На их пути оказался разъезд у села Набокино, который охраняли 17 бойцов бронебойщиков. Они были вооружены только противотанковыми ружьями. Несмотря на численный перевес противника, им удалось продержаться несколько часов до прибытия подкрепления. В живых осталось только четверо.

5 февраля город штурмом освободили солдаты 340-й и 107-й стрелковых дивизий. В Старом Осколе они увидели одни развалины.

"Большие разрушения были механического завода, конфетной фабрики, исторических зданий, которые были воздвигнуты ещё при Екатерине Второй. Они старались разрушить всё, после себя оставить пепел", - говорит ветеран Владимир Лучшев.

Для развития успеха на Западном направлении в июне 43-го Государственный комитет обороны поручил в кратчайшие сроки построить с нуля железную дорогу длиной в 95 километров. Она должна была соединить Старый Оскол с ближайшей в направлении Курска станцией Ржава. По плану строительство должны были закончить через два месяца. Работы не прекращались ни на день, даже когда неподалёку проходили ожесточённые бои. В пробный рейс первый поезд по железной дороге от Старого Оскола до Ржавы отправился уже через 32 дня.

"Работали весь световой день: одни копали землю, насыпали в носилки, другие носили эти носилки носили на линию, где должна была дорога проходить, третьи – трамбовали. Дисциплина была, слаженность была, дружба была", - говорит Александра Акульшина.

Из-за того сколько сил было вложено в строительство, эту дорогу назовут "дорогой мужества. С её помощью удалось разгрузить соседние железнодорожные ветки. Переброска орудий, боеприпасов и продоволь"ствия к линии фронта увеличилась в разы. В возведении дороги было задействовано несколько железнодорожных бригад и две тысячи красноармейцев. Однако главный вклад внесли местные жители. Их было 20 тысяч. Почти все мужчины были на фронте, поэтому трудились на стройке в основном женщины и дети.

"Большинство из нас было из деревни, не видели тогда ещё ничего, кроме полуторки. Все были удивлены, как такая машина едет по такой дороге. "Ура!" кричали", - вспоминает Александра Акульшина.

После освобождения Старый Оскол стал одним из ключевых плацдармов для развития успеха на Западном направлении. Он сыграл одну из главных ролей в снабжении армии во время решающего сражения 43-го года на Курской дуге.



Читайте также: