13 так называемых «украинских комбатов» объявили о создании собственного Генерального штаба
Раздвоение структур военного управления - новшество настолько радикальное, что даже сами авторы на всякий случай просят не считать это попыткой переворота.
О создании своего собственного военного штаба Семен Семенченко, как водится, объявил сначала в Фейсбуке. А затем созвал пресс-конференцию. В комнате с украинским флагом на стене люди в камуфляже демонстрировали в камеру мятый листок с подписями и заголовком - "Меморандум объединенного штаба добровольческих сил".
"Это не является параллельным генеральным штабом ни в коем случае. Это не является какой-нибудь глупостью типа военного переворота. Это является центром координации, обмена разведданными, разработками плана совместных операций", - сказал Семен Семенченко.
Комбат Семенченко старательно открещивается от дурных намерений, потому что знает – именно так это и будет воспринято. Создание в воюющей армии параллельных командных структур трудно назвать иначе, чем бунтом на корабле. Тем более, что для официального Киева добровольческие батальоны давно стали головной болью. Начало февраля. Знакомые по Майдану горящие покрышки у ворот Минобороны Украины. Это батальон "Айдар" таким способом возразил против своего расформирования. Боевики грозят властям массовыми протестами.
Недавно был бунт националистического батальона "Азов" – от Киева требовали спасти военных в дебальцевском котле. Сколько раз за последний год боевики высказывали недовольство ходом военной операции, политикой правительства, грозили походом на Киев, трудно даже подсчитать. Но вот теперь, кажется, они решились перейти от слов к делу.
"Создается второй силовой блок, который не будет подчиняться ни правительству, ни президенту. А скорее, каким-то олигархическим структурам", - считает журналист Юрий Молчанов.
Военное поражение в Дебальцево явно обострило противоречия в Киеве. Вместе с неуклюжими попытками скрыть число погибших и представить паническое бегство украинских солдат их плановым отходом оно ударило по имиджу Порошенко настолько сильно, что фронда в лице батальонов и их политических кураторов бросает президенту, по сути, открытый вызов.
"Это попытка в публичной плоскости напугать президента, его окружение, сказать, что если не будет назначен наш человек в силовые ведомства, значит, мы начнем какой-то Майдан-три с батальонами, под администрацией, под Министерством обороны и так далее", - говорит политолог Алексей Якубин.
Призрак третьего майдана давно бродит по Киеву. А сейчас, в годовщину свержения Януковича, он может воплотиться в реальности. Украина полнится слухами о готовящемся перевороте. Результаты политики Порошенко явно не удовлетворяют местную партию войны. А к ней можно отнести не только олигарха Коломойского, который финансирует значительную часть батальонов, но и другие крупные фигуры. Едва ли можно назвать случайностью недавнее появление секретаря совета нацбезопасности Турчинова в расположении батальона "Азов" во время широко разрекламированной попытки атаковать позиции ополчения под Мариуполем.
И даже если мрачным прогнозам не суждено сбыться, проблем Киева с неуправляемостью националистических батальонов это не решит. Десятки тысяч вооруженных людей, по-прежнему не подчиняющихся официальному командованию, так и останутся недовольны политикой властей – и рано или поздно об этом недовольстве они захотят заявить на привычном им языке.