Рассказы о городах-героях и городах воинской славы. Таганрог
"Русские города не сдают!" Эти слова прозвучали в Таганроге ещё в середине XIX века. В годы крымской войны, когда англо-французская эскадра била по городу из пушек, заставляя местное население сдаться.
Но люди выстояли. Почти век спустя, в Великую Отечественную, местные жители так же мужественно противостояли захватчикам. Таганрог оказался одним из первых городов, принявших на себя удар. Немцы были здесь спустя всего лишь три с половиной месяца после начала войны. Они шли на Кавказ стремительно, но у стен Таганрога их встретило отчаянное сопротивление 31-й Сталинградской стрелковой дивизии. Немецкий генерал Эвальд фон Клейст рассчитывал захватить сначала Таганрог, а затем Ростов всего за три дня. Красная Армия задержала их на месяц.
"Иногда можно услышать, мол, что такое месяц? Да минута, день, час на фронте решали многое", - говорит краевед Валентина Ратник.
Противник был изрядно потрёпан, и всё же превосходил силами. 17 октября 1941 года фашисты вошли в Таганрог. За время оккупации, а она длилась 683 дня, население города уменьшилось вдвое. Только угнанных в Германию в этот период - более 20 000 человек.
Тамаре Григорьевне тогда всего 15 лет. До наступления немцев копала вместе со всеми противотанковые рвы. В первые же дни оккупации родственники поняли: девочку надо спасать.
"Начали забирать в Германию, начали и на улице хватать. Нельзя было ни выйти, ничего. Меня отправили в село, спрятали там", - вспоминает участница Великой Отечественной войны Тамара Шарапова.
Петрушина балка у одноименного села близ Таганрога - тихое место и страшное. Сюда фашисты свозили евреев, военнопленных, партизан. Здесь покоятся более 10 000 человек, в том числе и дети. Всех расстреляли.
Раиса Семеновна говорит, от такого - время не лечит. Ни годы, ни старость не дают ей забыть то, что она видела однажды.
"Сначала военнопленные сами выкопали траншею, их поставили человек по 30 в ряд. Это я лично видела. Их постреляли, они попадали в траншею, засыпали в землю, так земля двигалась - это было ужасно", - рассказывает участница таганрогского подполья, партизан Раиса Чижкова.
Она совсем девчонкой попала к таганрогским партизанам. В городе в то время действовало самое крупное на юге страны подполье – более 500 человек, которые умудрялись "под носом" у немцев совершать диверсии. Они пускали под откос поезда, взрывали немецкую технику, печатали сводки с фронта.
У 13-летней Раи было ответственное задание – расклеивать листовки, в которых говорилось об успехах нашей армии и скором поражении фашистов. Её поймали в центре города, в первый же день.
"Там много людей ходило. Я повесила листовку и не заметила, как полицай за мной проследил. В общем, меня забрали", - рассказывает участница таганрогского подполья, партизан Раиса Чижкова.
И отпустили, потому, что не поверили в комендатуре, что маленькая щуплая девчушка могла быть сообщницей партизан.
В 1943 году, перед самым освобождением Таганрога, весь руководящий состав подполья расстрелян немцами. Это была середина июля. В конце августа будет прорван знаменитый и неприступный Миус-фронт, который немцы называли восточной границей третьего рейха и гордились его укрепсооружениями.
Вдоль западного берега реки Миус они возвели более 200 километров заграждений из стали и бетона. На этих высотах гитлеровцы выстроили цепочки ДОТов. По 30 огневых точек на квадратный километр. Между ними - траншеи и подземные ходы. Советским войскам понадобилось полтора года, чтобы буквально пробить эту стену. В ожесточенных боях здесь погибло около миллиона наших бойцов, точное число до сих пор неизвестно. Миус-фронт отвлёк на себя значительную часть сил вермахта, и тем самым позволил Красной Армии добиться успеха на других фронтах.
В конце августа 1943 года войска "Южного фронта" вплотную подошли к Таганрогу. В этот же день закончилось освобождение всей Ростовской области. Отступающих фашистов советские войска гнали до самого Днепра.