Город воинской славы Псков в первые дни войны принял на себя сильнейший удар гитлеровских войск
Город воинской славы Псков веками стоял на страже наших рубежей. В первые дни Великой Отечественной защитники города приняли на себя сильнейший удар врага. А в тяжёлые годы оккупации в области действовала настоящая партизанская республика. Успевали и сражаться, и выращивать хлеб.
Этот древний город называют хранителем старины русской, но еще он - хранитель западных границ Отечества. Кто-то подсчитал, что за свою 12-вековую историю Псков более 200 раз отражал удары иноземцев. Именно здесь на Чудском озере дружина Александра Невского разбила немецких рыцарей. В июне 1941 года немцы вновь подошли к Пскову.
Существует миф, что в первые дни войны германские бомбардировщики уничтожили советскую авиацию. На самом деле, наши летчики, сохранили боеспособность, часто в одиночку сражались против целых звеньев Люфтваффе. Доказательство – подвиг трех псковских летчиков Харитонова, Здоровцева и Жукова. 28 и 29 июня 1941 года в небе над Псковом они совершили первые тараны - израсходовав боекомплект, винтами своих самолетов разрубили фашистские "юнкерсы" и при этом смогли вернуться на аэродромы.
Героизм при обороне Пскова проявляли пехотинцы, танкисты, артиллеристы. Саперы лейтенанта Байкова, прикрывая отход наших войск, заминировали мост. А когда детонатор не сработал, бойцы взорвали себя вместе прорвавшимися к переправе немецкими танками. 9 июля нашим войскам пришлось оставить Псков.
"Каждый день почти умирали дети, каждый день. Если кто-то что-то не понравилось, сразу плеткой. Только кричали всё время: "русиш швайн, русиш швайн!" У нас других имен не было – только номер и "русиш швайн", - вспоминает бывшая узница концлагеря Раиса Кузина.
Раиса Кузина попала в концлагерь пятилетней девочкой. Помнит, как начались в городе массовые казни. Как людей закапывали еще живыми. Особой жестокостью отличались эстонские карательные батальоны - в деревне Ланёва гора они сожгли всех, даже годовалых младенцев. Та же участь постигла еще 19 сел.
Но именно в это время стало очевидно, что война обрела всенародный характер. В лесах Псковщины родилось совершенно уникальное для войны явление - Партизанский край, маленькая советская республика в тылу врага. Партизаны отбили у фашистов 400 деревень - территорию в 10 000 квадратных километров. Здесь продолжали работать школы, мастерские, колхозы. В марте 1942 года край собрал урожай и отправил через линию фронта в блокадный Ленинград целый обоз продовольствия. А в июле 1944 года наши войска начали операцию по освобождению Пскова.
"Ночью, часа в четыре, мы начали форсировать реку Великую. Была лодочка, лодка небольшая, откуда он взял, наш командир взвода, не знаю. Река вся была – как будто всё-всё поднято в реке. Немцы стреляли и били наших солдат. Река не была, как река", - воспоминает ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Пскова Сергей Павлов.
Вокруг города руками узников концлагерей немцы соорудили мощную линию обороны – бетонные ДОТы, рвы, траншеи, врытые в землю танки и пушки. В Вермахте ее обозначали словом "Пантера" и считали неприступной. Но наши войска смели все эти заграждения столь стремительно, что немецким солдатам пришлось панически бежать. За умелые действия и проявленное мужество две дивизии и несколько полков получили почетное наименование "Псковских".