В годовщину прорыва блокады Ленинграда в России вспоминают эти страшные 900 дней
Сегодня отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 71 год назад в городе был дан артиллерийский салют.
Увидеть его вышли тысячи жителей, для которых закончились мучительные 900 дней голода, холода и бомбежек. Сегодня в Санкт-Петербурге пройдут акции памяти, а на Пискаревское мемориальное кладбище люди принесут цветы.
Свидетельства тех страшных событий хранит дневник одного из блокадников. Дмитрий Бучкин, которому в 1941 году было 14 лет, пережил осаду города от начала до конца и рисовал в альбоме все, что видел вокруг.
"Отец у меня был художник и говорит: Димка, вот тебе альбомчик, рисуй", - рассказывает художник Дмитрий Бучкин.
Ученик художественной школы, 14-тилетний Дмитрий Бучкин старательно рисовал в своем дневнике всё, что видел вокруг. На первых страницах - детские санки, на которых мальчик, помогая маме, возил воду, новая кирпичная буржуйка, семейный портрет. Чем дальше листаешь альбом, тем страшнее предстает блокадная жизнь. В дневнике подростка все чаще появляются аккуратно вклеенные сводки Информбюро.
8 сентября 1941 года гитлеровские войска вышли к Ладоге, блокировали Ленинград с суши, взяли город в плотное кольцо. Все железнодорожные и автомобильные коммуникации были разорваны, потекли мучительные 900 дней и ночей. Продукты постепенно заканчивались. Дима Бучкин узнает, что такое блокадный паек, ну и, конечно, рисует печально знаменитые 125 блокадных граммов хлеба.
"Каждый день снится мне один и тот же сон. Прихожу в булочную и покупаю свежий мягкий батон. Вот я себя нарисовал и нарисовал батон", - рассказывает Дмитрий Бучкин.
Голод заглушал страх, люди думали об одном - где достать еду.
"Я был такой любопытный мальчишка. У пяти углов висела доска объявлений, и я посмотрел на объявление и записал – "Меняю кошку на 10 плиток столярного клея". Столярный клей ели, представляете? Кошек, собак. Все же съели", - вспоминает художник.
"Самое страшное - когда на твоих глазах умирают люди", -вспоминает Дмитрий Бучкин. Позднее на тех же детских санках за кусочек хлеба мальчик возил тела на кладбище. Город бомбили с самолетов, обстреливали из орудий. Дима записался в отряд самообороны.
"Мы, мальчишки, спасали свой дом. Никто нас на крышу не гнал. Мы сами лезли на крышу, чтобы сбрасывать зажигательные бомбы. Я этих зажигалок сколько перекидал, даже не могу сказать, сколько. С крыши ногами их сбрасывали", - рассказывает Дмитрий Бучкин.
Под непрекращающимися артобстрелами ленинградцы строили дополнительные рубежи защиты - копали рвы, сооружали огневые точки, на подступах к городу устанавливали противотанковые ежи.
На одном из рисунков Дмитрия Бучкина - вид из окон Академии художеств. 1942 год. Мальчишки и девчонки, в том числе и Дима Бучкин, укрывают от бомбежек городские достопримечательности, заколачивая их досками. Благодаря отважным ученикам художественной школы, сегодня мы можем видеть сфинксов, привезенных в 1834 году из Египта, точно такими, какими их видели жители Ленинграда еще до войны.
Судя по рисункам, мальчик искренне верил, что у врагов не получится стереть Ленинград с лица земли. Последняя запись в альбоме - "Гитлеру будет расплата за блокаду города".
"Когда был прорыв блокады, блокадников-то осталось очень мало. Но выходили все равно все на улицу. Это такая была радость, все целовались, обнимались, кричали ура, ура, ура! Да здравствует наша Победа!" - рассказывает художник.