Сто лет назад в России была создана дальняя авиация
100 лет российской дальней авиации: одной из самых грозных частей наших ВВС, входящей в состав стратегических ядерных сил России. Ракетоносцы, бомбардировщики, разведчики - они патрулируют рубежи нашей страны. К их полётам приковано повышенное внимание.
Под крылом самолета – то Индийский океан, то норвежские фьорды, то Карибские острова. Экипаж в воздухе по двадцать и более часов - без сна и отдыха в самых удаленных точках земного шара. Говорят, чтобы управлять этими машинами и нервы должны быть стальные.
Чтобы стать пилотом дальней авиации, мало быть профессионалом, надо уметь работать в команде. Члены экипажа понимают друг друга без слов, в противном случае далеко не улетишь.
"Когда согласия нет в экипаже, то и результат может быть какой угодно, только не положительный. Стараются подбирать экипаж, чтобы совместимость была. Но у нас люди все нормальные, все люди, все мы человеки", - говорят летчики.
Так получилось, что Донбасское краснознаменное соединение дальней авиации от Донбасса больше, чем в тысяче километров, в Энгельсе. А название связано с освобождением юго-востока Украины в 1943 году. Историк Сергей Воронов, директор Музея дальней авиации, показывает, на чем летали тогда, на чем в конце прошлого века, и что так напугало Запад во времена "холодной войны".
"Называли Ту-95 – "убийца авианосцев". Когда-то этот самолет летал в индийском океане, в Атлантике, в тихом океане, мог вести поиски авианосцев. У нас тогда были базы на Кубе, во Вьетнаме и Анголе", - рассказывает он.
Специалисты НАТО называли Ту-95 "медведем", он надолго стал символом мощи СССР. Кадры конца 90х. Легендарных "медведей" разбирали, распиливали и уничтожали по Договору о сокращении наступательного вооружения. Дальней авиации подрезали крылья – целых 15 лет после распада Союза не было совершено ни одного серьезного полета. С 2007 русские самолеты – снова в самых неожиданных местах планеты. Порой крылом к крылу с истребителями НАТО.
"Они подходят, англичане очень близко, особенно нагловатые товарищи. Шведы, норвежцы, датчане – они более культурные, они стоят на расстоянии, ближе 100 метров не подходят", - рассказывает командир корабля ТУ-95 Олег Сигачев.
Для пилотов дальней авиации не существует нелетной погоды. Низкая облачность, сильный ветер или обледенение взлетной полосы, как сегодня – вылет состоится в любом случае.
Военный историк Сергей Воронов, любовно поглаживая некогда боевые ракеты, а нынче музейные экспонаты, в двух словах описывает весь смысл дальней авиации.
"Пока мы сильны – у нас друзья, у нас союзники, когда мы начинаем слабеть, у нас появляются вероятные противники, а потом и явные. И задача нашей дальней авиации сделать так, чтоб у нас были только друзья", - говорит он.