Дальней авиации России исполняется 100 лет
100 лет исполнилось российской дальней авиации - одной из самых грозных частей ВВС РФ, входящей в состав Стратегических ядерных сил России. Ракетоносцы, бомбардировщики, разведчики - они патрулируют рубежи нашей страны, и их полёты вызывают повышенный интерес, например, в НАТО. Что неудивительно: весь мир помнит русских "летучих медведей", и не только.
Под крылом самолета – то Индийский океан, то норвежские фьорды, то Карибские острова. Экипаж в воздухе по двадцать и более часов - без сна и отдыха в самых удаленных точках земного шара. Говорят, чтобы управлять этими машинами и нервы должны быть стальные.
"Человек - тоже не машина, где-то крен выдержал больше, где-то чуть меньше, потом исправлять ошибки. Естественно, больше полетов – больше опыта", - говорит командир корабля Ту-160 Артур Петренко.
О погоде, натовских истребителях и о дружбе, какая возникает на высоте свыше десяти километров, они говорят по-военному сдержанно. Чтобы стать пилотом дальней авиации, мало быть профессионалом, надо уметь работать в команде. Члены экипажа понимают друг друга без слов, в противном случае далеко не улетишь.
"Когда согласия нет в экипаже, то и результат может быть какой угодно, только не положительный. Стараются подбирать экипаж, чтобы совместимость была. Но у нас люди все нормальные, все люди, все мы человеки", - говорят летчики.
Так получилось, что Донбасское краснознаменное соединение дальней авиации от Донбасса больше, чем в тысяче километров, в Энгельсе. А название связано с освобождением юго-востока Украины в 1943 году. Историк Сергей Воронов, директор Музея дальней авиации, показывает, на чем летали тогда, на чем в конце прошлого века, и что так напугало Запад во времена "холодной войны".
"Называли Ту-95 – "убийца авианосцев". Когда-то этот самолет летал в индийском океане, в Атлантике, в тихом океане, мог вести поиски авианосцев. У нас тогда были базы на Кубе, во Вьетнаме и Анголе", - рассказывает он.
Специалисты НАТО называли Ту-95 "медведем", он надолго стал символом мощи СССР. Кадры конца 90х. Легендарных "медведей" разбирали, распиливали и уничтожали по Договору о сокращении наступательного вооружения. Дальней авиации подрезали крылья – целых 15 лет после распада Союза не было совершено ни одного серьезного полета. С 2007 русские самолеты – снова в самых неожиданных местах планеты. Порой крылом к крылу с истребителями НАТО.
"Они подходят, англичане очень близко, особенно нагловатые товарищи. Шведы, норвежцы, датчане – они более культурные, они стоят на расстоянии, ближе 100 метров не подходят", - рассказывает командир корабля ТУ-95 Олег Сигачев.
Олег, как большинство пилотов, свой выбор сделал в детстве - хотел быть похожим на Маэстро из фильма "В бой идут одни старики". Впрочем, реальность оказалась куда прозаичней и сложней: чего только стоит дозаправка самолета топливом. На скорости 600 километров в час осуществляется стыковка: если пилот не справляется, уходит из профессии. Остаются лучшие, которые умеют буквально все.
Для пилотов дальней авиации не существует нелетной погоды. Низкая облачность, сильный ветер или обледенение взлетной полосы, как сегодня – вылет состоится в любом случае.
Они вернутся на базу через 16 часов, задача – патрулирование акватории Индийского океана, боеприпасов на борту, естественно, нет, главное – показать наше присутствие. Военный историк Сергей Воронов, любовно поглаживая некогда боевые ракеты, а нынче музейные экспонаты, в двух словах описывает весь смысл дальней авиации, неизменный вот уже 100 лет.
"Пока мы сильны – у нас друзья, у нас союзники, когда мы начинаем слабеть, у нас появляются вероятные противники, а потом и явные. И задача нашей дальней авиации сделать так, чтоб у нас были только друзья", - говорит он.