Сегодня в Перми вспоминают погибших при пожаре в ночном клубе «Хромая лошадь»
Ровно 5 лет назад жертвами трагедии стали 156 человек, десятки пострадали и некоторые из них, получившие тяжелые травмы, до сих пор не встали на ноги. Сегодня они с ужасом вспоминают, как пытались спастись из полыхающего здания через единственный запасной выход. А вот у владельцев развлекательных заведений память оказалась очень короткой, и огненные шоу вновь готовы устроить практически в любом клубе города.
156 имен и фамилий на гранитном камне. Это те, для кого ровно 5 лет назад праздничная ночь в пермском клубе "Хромая лошадь" стала последней. Сегодня здесь родственники погибших и те, кто смогли пережить тот страшный пожар. На глазах слезы, в руках цветы.
Тамара Оборина, мама Иринны Банниковой, приехать не смогла — оставлять дочку нельзя ни на минуту. Если она не видит маму, тут же начинает плакать. Ирина была в декрете по уходу за маленьким сыном, ее внеурочно попросили выйти на работу — нужна была помощь в баре. После долгих уговоров девушка согласилась. Во время пиротехнического шоу как раз над головой Ирины загорелись соломенные декорации.
Запасной выход был всего один, началась давка — в заведении, рассчитанном на 50 посадочных мест, в тот вечер находились около 300 человек. Ирина упала под барную стойку и потеряла сознание.
"Искала, ходила по погибшим у клуба, кричала, звала, переворачивала уже не живых людей", - рассказывает Тамара Оборина.
Тамара нашла дочь на следующий день в больнице. Сильнейшее отравление угарным газом. Врачи говорили, что шансов выжить практически нет. Но Ирина выжила. Недавно начала заново учить первые слова. Правда, пока получаются только звуки. Но девушка все понимает и вздрагивает каждый раз, когда слышит слово "пожар".
Само здание "Хромой лошади" до сих пор пустует. Арендовать его никто не решается. О том, что произошло здесь 5 лет назад, теперь напоминает, наверное, только обгоревший потолок и копоть на стенах. Уже вовсю ведутся строительные работы: переложили фасад здания, появились большие окна и стеклянные двери. Исчезли внутренние перегородки, которые образовывали слишком узкий коридор. И даже кажется, что в здании стало гораздо просторнее, вот только пока на пути к единственному запасному выходу все так же темно и тесно.
После страшного пожара по стране покатилась волна массовых проверок. Тогда было закрыто почти три тысячи ночных клубов и ресторанов. Запретили пиротехнику и потребовали убрать всю сгораемую отделку на пути к эвакуации людей. Спустя всего 90 суток большинство заведений открылись снова.
Съемочная группа решила проверить несколько абсолютно разных заведений: кафе, бары, рестораны и ночные клубы для того, чтобы узнать, усвоили ли владельцы и администраторы тот страшный урок и не забыли ли они за 5 лет, к чему может привести алчность. Под видом обычных посетителей съемочная группа постарается заказать банкет человек на 200, и конечно, с фейерверками и огненным шоу.
Первый же танцклуб, куда заходят журналисты, уже однажды закрывали из-за нарушений требований пожарной безопасности. Но, кажется, никаких выводов они не сделали. На потолке оказались натянуты шторы. Но деньги здесь правят бал. Платите - и будет вам любая пиротехника.
Повторяется ситуация и в следующем клубе. Огненное шоу? Не проблема. Вот только в конце разговора выясняется, что на сцене нет огнеупорной пропитки и вспыхнет всё в считанные секунды.
В следующем кафе, кажется, о технике безопасности вообще не слышали: на полу запрещенный ковролин. Между столами перегородки со шторами. А прямо у единственного входа - электрическая плита, на которой кальянщики разжигают уголь. При этом само кафе находится в подвальном помещении — бежать будет некуда.
В НИИ противопожарной обороны специально провели эксперимент, что будет, если на ковролин упадет маленький уголек.
"Через 10 секунд воспламенился. Чрезвычайно опасно количество дыма, люди просто не успевают эвакуироваться их помещений", - говорит начальник сектора испытаний строительных материалов на пожарную опасность Олег Молчадский.
Уже ресторан поприличнее. Чтобы закрыть заведение на вечер для проведения банкета просят 280 тысяч. Просим показать эвакуационные выходы. Здесь их целых два, но до них попробуй доберись. Первый выход: дверь запрета, перед ней стоят диваны и стол — приватная кабинка. Ко второму - путь лежит через кухню. Проходы между столами настолько узкие, что даже одному человеку пройти тяжело. В случае чрезвычайной ситуации люди, возможно, не смогут выбраться. Если свет во время пожара погаснет, то выход придется искать на ощупь. Но об этом, кажется, сотрудники заведения даже не догадываются.
При проверках выясняется, что те, кто должен в опасной ситуации вывести клиента, часто сами не знают куда бежать. По просьбе журналистов инспекторы МЧС организовали внеочередной рейд в один из ведущих ночных клубов в Казани.
"Нет такого критерия, что во время пожара можно находится 5 минут, 10 минут. Воздействие окиси углерода достаточно быстро наступает, и человек может потерять сознание в течение нескольких минут. Он теряет сознание, впадает в кому", - говорит главный токсиколог Департамента здравоохранения Москвы Юрий Остапенко.
Чтобы выйти из комы после трагедии в "Хромой лошади", Ирине понадобилось несколько недель. Чтобы восстановиться, понадобятся годы. Маленький сын Кирюша ждет, когда мама снова начнет ходить и наконец-то сможет поиграть с ним на улице. Все суды давно прошли, виновные наказаны. Но погибших не вернешь. Так же как и не вернешь здоровье тем, чья жизнь в ту ночь разделилась на до и после. И очень страшно осознавать: то, что должно было для многих стать уроком, так быстро забыто.