Технология безопасности — маршалы против авиадебоширов
Как справиться с авиадебоширами? Пьяные и агрессивные, они ставят под угрозу жизни людей. Во многих странах проблему решают с помощью службы воздушных маршалов. Агенты, которые прошли специальную подготовку, уже в аэропорту могут увидеть потенциально опасного пассажира и знают, как обезвредит хулигана на борту, и при этом не навредить окружающим.
Почти как в известной песне: семь тысяч над землёй, гул турбин, а кому-то не спится. За драки, ругань и угрозы экипажу самолёта каждый месяц с рейсов снимают десятки пассажиров.
Отпуск в Испанию Артём Кирьянов запомнит надолго, особенно перелёт. Всем рейсом пытались успокоить пьяного мужчину, который внезапно захотел, как он выразился, сойти.
"Человек просто не соображает, что он делает. Подошёл к двери и начал её категорически открывать. Естественно, когда человек пьяный, он не знает, что делает. Стюардесса просто собой прикрыла, что извините, если вы дверь откроете, будет разгерметизация салона", - рассказывает Артём Кирьянов.
Собираясь на работу, старший бортпроводник Светлана Кривошеева может "прогнать в уме" десятки инструкций - для экипажа не должно быть непредвиденных ситуаций. При серьёзных конфликтах вызывают полицию. Вот только помощь придёт после приземления. До этого в воздухе часто всё происходит по сценарию дебоширов.
"Пассажир резко встал, отстегнулся, прошёл в туалетную комнату и разбил стекло. Это очень страшно, потому что замкнутое пространство, не в каждом рейсе бортпроводники бывают мужского пола, девушки, они, конечно, не могут справится с таким пассажиром, у нас нет ни специальных средств, ни полномочий", - объясняет старший бортпроводник Светлана Кривошеева.
В МВД пока только говорят о возможности возрождения службы "воздушных маршалов". Это сотрудники полиции, которые находились бы на борту в гражданской одежде, следили за порядком, а при серьёзных нарушениях применяли бы спецсредства, как минимум, наручники. В Советском Союзе такая службы была, их называли "сопровождающими". В США, Израиле, Австралии маршалы —это опытные вооружённые агенты, работающие на сотнях рейсов. В России сейчас лишь в некоторых авиакомпаниях и на немногих направлениях есть свои сотрудники безопасности на борту.
"Основное их оружие - это метод убеждения. Потому что ничем больше законодательно они не могут руководствоваться, никаких мер принуждения применять", - поясняет начальник линейного управления МВД в аэропорту "Домодедово" Сергей Старостин.
Для спецподготовки воздушных маршалов в России есть все условия. В Институте повышения квалификации МВД построена копия аэропорта со всеми системами безопасности и макетом самолёта, с салоном, в котором занимаются сотрудники транспортной полиции. Здесь, например, будущим маршалам можно было бы отрабатывать навыки рукопашного боя в стеснённых условиях.
Предполагается, что воздушные маршалы будут присматриваться к пассажирам ещё до посадки, в аэропорту. Специальные системы, которые тестируются в институте, смогут помочь тщательнее проверять каждого.
Потенциально опасных пассажиров современными методами можно найти и до того как они, например, устроят дебош на борту. Специальная программа считывает мельчайшие жесты, мимику. Если человек спокоен, система выдаст фиолетовый, синий, зелёный, цвета и цифровые значения не больше 30. Но стоит нахмурить брови, начать резко жестикулировать, делать беспокойные движения, появится красный цвет, цифры поползут вверх, программа даст сигнал полиции.
Какие у воздушных маршалов будут полномочия, сколько всего будет сотрудников — инструкции и законодательную базу ещё только предстоит разработать. Но приставить к каждому рейсу российской авиакомпании даже по одному маршалу, скорее всего, будет невозможно, затраты слишком велики. Если такие сотрудники и появится, ожидается, что они будут работать на "горячих" туристических направлениях.