В полную силу заработает Саяно-Шушенская ГЭС, возрождённая после аварии 2009 года
Команду на пуск последнего из восстановленных гидроагрегатов даст Владимир Путин. Фактически новая станция стала самой современной и безопасной в России.
Перед запуском последнего, десятого гидроагрегата Саяно-Шушенской ГЭС в машинном зале станции только и осталось, что навести лоск. Точный, как часы, механизм - такое сравнение часто приводят сотрудники станции - подразумевает вокруг почти медицинскую стерильность.
Все пять лет пока продолжалось восстановление станции, в машинном зале станции постоянно находились люди, непрерывно велись работы. Сейчас здесь пусто, идеально чисто, а единственный звук, который можно услышать - гул работающих гидроагрегатов, собственно как и должно быть на ГЭС, действующей в нормальном, штатном режиме.
Почти также все выглядело здесь и до августа 2009 года. После аварии о привычном размеренном ритме работы сотрудникам пришлось надолго забыть. Крупнейшая в истории отечественной гидроэнергетики техногенная катастрофа унесла жизни 75 человек. Когда крушащие машинный зал потоки воды удалось наконец остановить, очевидцам открылась страшная картина. Тяжелые металлические конструкции были смяты как бумага.
"Сам не верил, что это можно за пять лет все убрать и восстановить", - признается машинист грузоподъемных механизмов Саяно-Шушенской ГЭС Александр Чесноков.
В момент аварии Александр находился в том самом машинном зале, но чудом оказался в числе немногих, кому удалось спастись. Вместе с коллегами ему пришлось подниматься на гребень плотины, чтобы вручную опустить аварийные затворы.
Сейчас это можно сделать прямо на центральном пункте управления всего лишь одним легким движением руки.
Это даже не просто восстановление, скорее полная модернизация. Из последних новинок - огромная плазменная панель на центральном пульте управления. Все данные: мощность, уровень вибрации, выработка электроэнергии и даже ее дальнейший путь - на одном экране. Но это лишь малая, видимая часть изменений. Картинкой не передать новейшую и уникальную в своем роде систему безопасности. Нельзя увидеть и сердце станции, точнее десять сердец.
Новые гидроагрегаты, изготовленные с учетом всех выявленных после аварии недостатков прежних машин, столь велики, что с завода в Санкт-Петербурге доставлялись сюда по частям единственно возможным способом - грузовыми судами по северному морскому пути, а затем огромными баржами вверх по Енисею. И собирались непосредственно на месте.
"Самое трудное, как и в любом деле, было начинать. Когда все было разрушено, когда нужно было разбирать завалы. И второй момент, труднее всего это заканчивать. Когда все вроде бы уже готово, остались последние шаги, они самые тяжелые", - отмечает главный инженер Саяно-Шушенской ГЭС Тимур Юсупов.
Сотрудники ГЭС признаются, что сразу после аварии многим приходила в голову мысль о смене работы. В итоге не ушел почти никто. Восстановление станции всего за пять лет - в том числе их заслуга. Авария будто напомнила о том, что главное не машины, а люди.