Люди поколения «Игрек» — кто они?
Такой же, только водостойкий - руки тех, кто страдает от смартфонной зависимости, предлагают занять простым куском пластика.
Он почти как настоящий телефон по виду. Только вообще без начинки. А вместо экрана - зеркальце. Потрогал - тем самым накормив свою зависимость - и живешь дальше.
Энтузиасты нового проекта Ноу-Фон, или без телефона, уверяют: настоящее счастье - когда твои друзья тебе интереснее, чем твой смартфон. Ведь умные гаджеты вызывают невероятное привыкание - в них игры, которые напоминают о себе, в них - соцсети, в которые владельцы постоянно ныряют, в них - почтовые ящики. Руки сами тянутся.
В том, что смартфоны изменили мир людей - сомнений нет.
Это признает даже самое консервативное издание в мире, словарь Коллинза. В прошлом году в нем появилось новое слово - селфи, то есть снятый на смартфон автопортрет. В этом добавилось слово фотобомба - снимки, испорченные кем-то, появившимся на заднем плане. Модно засветиться за спиной политиков и звезд, чаще - с улыбкой. И это новые реалии нового поколения - эпохи электронных технологий и абсолютного интернета.
Конец рабочего дня в крупнейшем креативном агентстве Москвы. Сотрудники домой не спешат.
В офисе запах кофе и цикадами равномерно звучат сигналы айфонов. Рекламщики, как молодые физики из романов Стругацких. Как будто новые шестидесятники, романтики, которым работать интересней, чем отдыхать. С той лишь разницей, что они не ракеты строят, а сочиняют что-то вроде "поедем — поедим" и думают, как поднять продажи.
Дима Макаров - копирайтер, пишет тексты и сценарии рекламных кампаний. Его ровесница Настя Тихомирова - специалист по стратегическому анализу. В 27 лет бросила работу менеджера, уехала учиться в международную школу рекламы и вернулась заново покорять Москву.
"Мне 30 лет. Моя мама родила меня, когда ей был 21 год, а мою сестру, когда ей было 25, таким образом, я сейчас будучи 30-летней девушкой, имела бы на руках двух детей. Одного ребенка младшего школьного возраста, другого ребенка в детском садике. Мне страшно думать об этом, честно скажу вам. Я бы, наверное, совершенно по другому смотрела на мир, и в том числе возможно я не совершила бы тот поступок, о котором я рассказала раньше. Я бы не осмелилась просто так обнулить карьеру", - говорит Настя Тихомирова.
Настя и Дима — представители поколения Y. В России, Китае или Америке социологи находят ровесников, похожих друг на друга. Причем утверждают, что такие люди на планете раньше не жили.
"Это поколение берет свое начало на заре 80-х, в те годы дети были хорошо защищены родителями. Их оберегали от трудностей, они послушные. В этом поколении резко снизился уровень алкоголизма, наркомании. Ранних беременностей. Люди Игрек думают, что являются уникальными и берегут себя для великих дел. Их еще можно назвать "поколением без проблем" - говорит экономист, демограф, соавтор теории поколений Нил Хоув.
Поколение Игрек хорошо описывает известная статья про воображаемую девочку Люсю, типичного представителя. Ее бабушки и дедушки — это люди, помнящие войну или великую депрессию.
Дальше - родители Люси - те, кто поднимал мировую экономику. Так называемые - Иксы. Они мечтали, чтобы их жизнь была похожа на ровный зеленый газон, символ стабильности. И для этого много работали, в том числе руками. Они разбогатели, их труд превзошел ожидания.
И вот, наконец, Люся, выросшая на сочной траве, не знавшая лишений, уверена, что ее собственный газон должен быть особенно красив.
"Моя сестра, например, она этого уже не помнит и люди младшего поколения не помнят, как это было до, что было до и они даже представить не могут, что может быть, что нет магазина, в который ты можешь зайти и выбрать из 20 видов молока, ты можешь зайти за одеждой и купить себе любую, какую ты хочешь юбку - такую ты и купишь, наверняка где-нибудь она уже сшита", - говорит Настя Тихомирова.
Настя и Дима это все-таки ранние игреки, они же последние советские дети. Еще были октябрятами, помнят дефицит, очереди, и времена, когда первоклашки сами гуляли во дворе. Их же поколение, но всего пять лет спустя - не шагнуло, а прыгнуло в новую эпоху.
"Сестра нигде не работает. Знаете, они считают, что можно не работать", - говорит Настя Тихомирова.
Армия фотографов-фрилансеров, дизайнеров-любителей, волонтёров-активистов, юных журналистов, сидящих на иностранной стипендии или шее родителей, - все это поколение игрек, которому свойственны мечтательность, инфантильность и готовность к приключениям. Именно это поколение подарило нам Марка Цукерберга и "Фейсбук".
"Они через "Фейсбук" дружат со всем миром, их аккаунты в "Твиттерах" рассказывают им о протестах в Каире или флеш-мобе в Лос-Анджелесе. Люди поколения Игрек находятся в постоянном контакте. И они не боятся быстро поменять работу, и даже страну, где живут", - говорит социолог Элвуд Карлсон.
Людям Игрек сейчас многое прощают. Пусть затянувшаяся, но молодость. А вот какая будет зрелость? В этом году лондонская школа Бизнеса совместно с рекламным агентством "Саатчи" закончили глобальное исследование молодых работников и пришли к ошеломительным выводам.
"90% опросников не ожидали находиться на одном месте работы дольше пяти лет. То есть приходят к вам люди на работу устраиваться, а уже они через год или два уйдут. Поэтому вопрос стоял, как мы можем работать с этим поколением, чтобы развивать будущее компании, если они планируют куда-то уходить", - говорит генеральный директор креативного агентства Алекс Шифрин.
В архитектурном институте "Стрелка" учатся студенты со всего мира. Средний возраст 25 лет. И каждый прошел строгий отбор. Преподаватель Дарья Парамонова ненамного старше своих учеников.
"У меня ощущение, что я как бы видела жизнь, знаю реальность. Они немного тепличные. А вот давайте сделаем благо, пусть будет хорошо. Ты им со своим скептицизмом говоришь: а что такое благо? А вы уверены, что всем будет хорошо? У них есть это - творить добро, сейчас вот мода на активизм. Это тоже к ним относится. Потом там велосипедные дорожки продвигают, а потом эта велосипедная дорожка на улице Пятницкой начинается нигде и заканчивается нигде. Потому что ребята, которые делают эту дорожку, - они их в глаза не видели", - рассказывает архитектор, преподаватель Института "Стрелка" Даша Парамонова.
"Во многих поколениях по отцовской линии все были столярами, делали мебель. А у мамы в роду все парикмахеры. Но мне родители сами сказали попробовать что-то новое. Я пока хочу учиться, путешествовать. И я не знаю, в какой стране останусь жить", - говорит студент из Польши Пол Цэтнарски.
"Нет... Я не буду заниматься делом, которое мне не интересно даже за большие деньги. Я лучше уеду в Америку и стану волонтером", - говорит студентка из Италии Валерия Диминутто.
Студент знакомит со своим проектом - электронная парковка для велосипедов. Открываем замок программой на смартфоне.
"Говоря про эти раздражающие меня своим оптимизмом проекты, они все равно двигают скалу вот этого нашего скептицизма", - говорит архитектор, преподаватель Института "Стрелка" Даша Парамонова.
Пока люди из поколения Икс сомневаются, люди из поколения Игрек смело придумывают, как изменить мир. Они не индивидуалисты, готовы работать в команде, и много работать, если это интересно. И главный вывод, они пойдут скорее за мечтой, нежели за деньгами.