Главная тема дня — трагедия в московском аэропорту «Внуково»
Расследовать её будут и представители Центрального аппарата СКР, и эксперты Межгосударственного авиационного комитета, и специалисты французского Бюро анализа авиапроисшествий.
Кадры с места событий облетели весь мир. На них запечатлён частный самолёт, на котором из Москвы в Париж вылетал один их самых влиятельных людей в бизнес-мире - глава нефтяного концерна-гиганта "Тоталь" Кристоф де Маржери. И он сам, и ещё трое членов экипажа - тоже граждан Франции - погибли.
Весь день вчера главной темой была погода - Москва пережила первый в сезоне настоящий снегопад, аэропорты работали, как говорят в таких случаях, по фактической погоде. Взлётно-посадочные полосы постоянно чистили от снега. Роковая случайность или фатальная ошибка. Самолёт де Маржери сгорел после столкновения со снегоуборочной машиной. Её водитель задержан на двое суток, решается вопрос об аресте, но он - не единственный потенциальный подозреваемый.
Туман и дождь, видимость 350 метров. Незадолго до полуночи диспетчер дает разрешение на вылет. Самолет "Фалькон-50" авиакомпании "Юниджет" начинает руление по взлетному полю. Небольшое, рассчитанное на 8-9 пассажиров, воздушное судно бизнес-класса, такие еще называют бизнес-джетами. В 23:57 самолет разгоняется по выделенной ему полосе. Его скорость 200 километров в час.
В момент отрыва от земли, по одним данным, передняя стойка шасси, по другим - крыло, задевает снегоуборочную машину, которая чистит эту же самую полосу. Самолет переворачивается и падает на землю. Взрыв. Обломки разлетаются в радиусе 200 метров. У тех, кто внутри, никаких шансов. Четверо погибших: два пилота, стюардесса и единственный пассажир, президент французского нефтегазового гиганта "Тоталь" Кристоф де Маржери.
Терминал "Внуково-3" - так называемый центр бизнес-авиации. Он принимает и отправляет в основном частные самолеты. Это закрытая территория. Весь день под шлагбаумом проезжают автомобили с мигалками. Сколько людей работает на месте крушения, сказать трудно.
Следователи Следственного комитета и эксперты Международного авиационного комитета изучают каждый обломок. Как видно по кадрам, больше всего пострадал пассажирский салон. Идет важнейшая работа, которая поможет восстановить все, до мельчайших подробностей.
Версий, что стало причиной аварии, много. Но уже можно выделить основные. Почти все они связаны с человеческим фактором.
"Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не трагическое стечение обстоятельств, как это нам пытаются преподать представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта. Что касается водителя снегоуборочной машины, Владимира Мартыненко, он задержан на 48 часов, и в ближайшее время следствие будет ходатайствовать перед судом о его аресте. В рамках уголовного дела будет проверяться причинно-следственная связь между его действиями и трагедией. Также отрабатываются и иные версии, в том числе, ошибка авиадиспетчеров. С ними активно работают следователи. Они также будут освидетельствованы на предмет употребления алкоголя и психотропных веществ", - сообщил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
Еще утром в Следственном комитете сообщили, что водитель снегоуборочной техники - известно, что он в аварии не пострадал - находился в состоянии алкогольного опьянения. Такое заключение сделали медики. Адвокат водителя, впрочем, уже заявил, что такое невозможно, поскольку из-за проблем с сердцем водитель не пьет.
Что касается версии об ошибки диспетчера. Агентство РИА Новости, со ссылкой на собственные источники, сообщает, что руление на полосе в момент столкновения самолета со снегоуборочной машиной контролировал стажер. Как известно, при взлете и посадке диспетчер — ключевая фигура. Он отвечает за перемещение не только самолетов, но и любой другой техники на взлетном поле.
"В гражданской авиации существует строгий регламент и положения о работе в зоне аэродрома. Прежде чем выйти на линию, на работу, каждый водитель проходит медико-санитарное обследование. В любом случае, диспетчер должен держать под жестким контролем весь аэродром, зоны взлета и посадки. Он должен был видеть, пересекает ли машина взлетно-посадочную полосу. Все машины, выезжая на линию, включают проблесковый маяк", - поясняет генеральный директор ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачев.
Еще одна характерная деталь: накануне, всего за несколько часов до катастрофы, на сайте аэропорта отрапортовали, что во Внуково к зимнему сезону готовы. При этом побывавший сегодня здесь замминистра транспорта Валерий Окулов охарактеризовал случившееся следующим образом: "Раздолбайство, что слов нет". От других комментариев он отказался.
Наконец, еще одна версия, связанная с человеческим фактором - были ли виноваты в чем-либо пилоты? Многие эксперты уже сейчас твердо говорят "нет". В условиях видимости, что были вчера ночью, шансов спасти и спастись у них, скорее всего, не было.
Возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель нескольких человек". Весь день следователи допрашивают работников аэропорта. Как заявили в Следственном комитете, в ближайшее время ряд сотрудников будет отстранен от служебных обязанностей. Речь о тех, кто может помешать расследованию. Правовая оценка будет дана всем, вплоть до руководства.
Специалисты МАК вскроют бортовые самописцы разбившегося в аэропорту "Внуково" самолета только по прибытии делегации французских специалистов. Cпециалисты французского Бюро анализа авиапроисшествий прибудут в Москву сегодня вечером.