Журналистам рассказали, какие работы предстоят с легендарным крейсером «Аврора»
В сентябре его отбуксировали в сухой док.
Обнаженная подводная часть корпуса. В таком виде "Аврора" никогда не являлась широкой публике. Но уникальность момента в том, что в одном ремонтном доке Кронштадта оказались сразу два легендарных корабля: крейсер "Аврора" и ледокол "Красин". На Неве они стоят в нескольких километрах друг от друга. Здесь - буквально – корма к корме.
Снизу оба ветерана смотрятся, как мифические гиганты - античная богиня рядом с былинным богатырeм. Ведь до Революции "Красин" носил имя "Святогор". Ледокол чуть короче крейсера. В остальном – по ширине, водоизмещению, оснастке – не уступает.
В ремонт их провожали едва ли не всем городом. Для "Авроры" даже мосты разводили не ночью, как обычно, а днем. В последний раз крейсер уводили в док почти 30 лет назад.
Тогда проржавевшую подводную часть корпуса полностью срезали вместе с двигателями. Снизу у "Авроры" родными остались только бронзовые балки в носу и корме. Так что историкам до сего дня нижняя часть корпуса была неинтересна. Но тут обнаружили сюрприз.
Сенсация нынешнего ремонта – руль корабля оказался деревянным, из тика. Сверху он был обит бронзой. И об этом не знали даже историки.
А вот у "Красина" двигатель сохранился в целости. Причем – паровой. И до сих пор механики раз в неделю прокручивают вал и винт. И, если надо, старичок в любой момент готов в поход.
У "Авроры" немало боевых заслуг: Цусимское сражение, Первая мировая, Великой Отечественной. "Красин" тоже проектировался, как пароход, способный самостоятельно воевать в Ледовитом океане. Почти полвека он был самым мощным ледоколом в мире. А все благодаря мощности двигателей и вот этому характерному обводу носа – проекта вице-адмирала Макарова. Такая конструкция позволяла судну взбираться на лед и давить его своей массой.
Только стоя на дне сухого дока, понимаешь, насколько это уникальное судно! Пять миллионов заклепок – некоторые размером с мою ладонь. Толщина ледового корпуса- 16мм и заклепки придают ему дополнительную прочность. И все они сохранились до наших дней! Корпус практически не требует ремонта – его почистят и покрасят.
В 1928 году "Красин" вывез с Северного полюса гибнущую экспедицию Умберто Нобиле. В 1934 году спасал челюскинцев. А в войну вел Полярные конвои. На пенсию вышел всего 20 лет назад.
"Красин" является тем первым флажком, который мы оставили в истории освоения Северного Ледовитого океана. Настоящим флажком, который именно позволил относиться в Северному Ледовитому океану как к нашим прилегающим морским путям", - говорит директор музея "Ледокол "Красин" Александр Петров.
Никогда не встречавшиеся в своей биографии, эти два корабля теперь связаны одной цепью. Буквально. В док они вошли с разницей в один день. И весь ремонт пройдут синхронно. И, если все пойдет по плану, в Петербург вернутся тоже вместе.