В Волгограде вне закона оказался целый микрорайон
Люди приобрели квартиры, взяли кредиты, оформили право собственности и узнали, что их дома теперь могут пойти под снос. Выяснилось, что по бумагам многоквартирные новостройки - на самом деле коттеджи.
Она украсила свои стены бабочками потому, что и сама – говорит - кажется, порхала после новоселья от счастья. Мать двоих сыновей, учительница Бибигуль Утарова переехала в Волгоград из отдаленного райцентра. В покупку новой квартиры вложила все, что смогла.
"Получается 700 тысяч за старый дом, 300 тысяч я кредит взяла. Я ползарплаты отваливаю и из-за этого взяла себе в нагрузку (сама учитель начальных классов) 6 часов учителя географии с утра и полставки секретаря", - говорит Бибигуль Утарова.
Но теперь, признается, ей страшно думать о будущем. Несколько месяцев назад она, ее соседи по дому и еще - жильцы десятка соседних новостроек получили письма из суда: почти полторы сотни семей должны освободить свои квартиры, потому, что их дома будут снесены. Оказалось, что эта земля предназначена под индивидуальные коттеджи, а скупившие ее застройщики построили хоть и малоэтажные, но многоквартирные дома. И теперь местная власть собирается разобраться с нарушителями градостроительного плана.
"Если один-два дома будут снесены, как это было в других регионах, не целиком, а по половинке, на видных местах - строители сразу стали задумываться, и люди стали задумываться: узаконят ли, если он купит незаконно квартиру?" - отмечает руководитель Управления госстройнадзора Волгоградской области Николай Кундрюков.
То, что наказанными окажутся не застройщики, а новоселы –кажется никого не смущает. Как и то, что у большинства это единственное жилье. Чтобы его купить люди брали кредиты, вкладывали материнский капитал и жилищные сертификаты государственных программ. Надежность будущего приобретения проверяли банки, риелторы и опекунские советы. И все жильцы без исключения получили документы о праве собственности.
"Все документы были. И кадастровые, и план квартиры, дома. Почему контролирующие органы и администрация пропустили все это. Как они это одобряли?" - спрашивает Вячеслав Гризодуб.
Таких многоквартирных самостроев только в этом районе больше десятка. И появились они здесь явно не одночасье. То ли местные чиновники не ходят пешком и не знали, что происходит на подведомственной им территории. Либо, наоборот, знали, но почему то не хотели ничего предпринимать и остановить незаконное строительство до того как обычные люди купили здесь квартиры.
"Доказать в суде, что незаконченное строительство попадает под многоквартирные дома мы не можем. Суд такое заявление не принимает", - говорит замглавы администрации Волгограда Владимир Сидоренко.
Впрочем, строительство этих конкретных домов, кажется, ни для кого не было секретом. По словам застройщиков, они рассчитывали узаконить многоквартирные здания одновременно с их возведением.
"Два года назад я обратился в администрацию Волгограда - изменить назначение земельных участков с индивидуального жилищного строительства на малоэтажные многоквартирные дома. На что мне администрация сказала: хорошо, мы согласны", - говорит директор фирмы-застройщика Кирилл Корнилов.
Можно только гадать, почему согласованный проект так и не был утвержден. Застройщики признаются: оформлять документы параллельно строительству или даже после его завершения – обычная практика. По их словам, все, что требовалось для безопасности и качества строительства - они выполнили, поэтому от жителей своих домов не прячутся, проводят всевозможные экспертизы и вместе продолжают доказывать в суде право новостроек на существование.
В администрации города сегодня осторожно, но говорят: если экспертизы подтвердят безопасность жилья, – чиновники, возможно, не станут настаивать на сносе этих домов. Но проблема незаконного строительства остается. Едва ли не половину территории миллионного Волгограда занимает так называемый частный сектор.