Российские ведомства после введения эмбарго ежедневно мониторят цены на продукты
И Антимонопольный комитет, и Минсельхоз, и Минпромторг, и Росстат. Данные у них разнятся.
По одним - больше всего взлетели цены на кур, по другим - на рыбу, по третьим - на сыры. Но при этом все отмечают - дефицита нет, но дорожает там, где продукты по большей части привозные. Как на Крайнем Севере.
В крупных городах в кафе и ресторанах тоже ценники растут - с удивительным аргументом: продукты попали под эмбарго, применяем российское.
Эти люди приходят в магазин по долгу службы или в гражданском порыве. Они либо в ярких жилетах, либо наоборот снимают на скрытую камеру. Они ищут свежие ценники. И часто находят. Потому что многие продавцы их действительно за последний месяц переписали.
Домохозяйка из Екатеринбурга Елена Ермакова решила тоже проверить, что почем в ближайшем супермаркете. Оказалось, что средний ужин, к которому привыкла семья Ермаковых, подорожал рублей на 100.
На горячую линию ФАС за эту неделю поступили сотни жалоб со всей страны. На некоторые цены выросли чуть ли не вдвое.
На этой неделе в Ставрополе было заведено первое дело.
"Нарушения статьи десятой федерального закона "О защите конкуренции", а именно злоупотребление доминирующим положением", - сообщил заместитель руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дмитрий Сапунов.
В Ставропольском крае резко выросли цены на мясо курицы. Сотрудникам ФАС это показалось странным, так как местное крупное предприятие наоборот раньше демпинговало. Торговые цепочки проверили, но не нашли никакой другой причины, кроме желания заработать на искусственном ажиотаже. Сами производители комментарий давать отказались.
Если анализировать статистику по всей стране, то окажется, что рост цен неравномерный. И часто нелогичный. Где-то цены наоборот снизились. Но в среднем по России продукты подорожали на 1,5%.
"Это официальная статистика Росстата по стране в целом. А реально в отдельных регионах 80% есть скачок цен, и 40, и 45. Наши белорусские коллеги, оптовые поставщики, завысили цены на поставки в Калининградскую область на 30-40 и даже 45%", - отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Калининградская область, как анклав, конечно зависела от поставок из Литвы и Польши. Представитель крупной торговой сети Калиниграда считает, что в этот переходный период цены начали колебаться по разным причинам.
"У кого-то это изменение логистики и затраты на транспорт. У кого-то это рост цен на сырье для переработки и выработки основной продукции. Не исключаем, что были попытки от недобросовестных поставщиков сыграть и заработать лишнего на этом моменте. Вместе с тем, мы отмечаем, что нам удалось удержать рост цен на некоторые категории, а некоторые поставщики даже отозвали свое повышение", - говорит коммерческий директор торговой сети "Вестер" Наталья Каминская.
Как ни странно, сильнее всего подорожали продукты из Белоруссии. Хотя уж белорусский бизнес никаких лишних затрат в связи с эмбарго не понес. Подорожание связано и с тем, что на полках появилось больше фермерских продуктов - а это для крупной сети непривычно.
"Сейчас, к сожалению, мы имеем другой товар, преимущества в том, что он вкусный, натуральный, но, к сожалению, не лежкоспособный", - отмечает коммерческий директор торговой сети "Вестер" Наталья Каминская.
В новом магазине Ульяновска скоропортящихся продуктов не боятся. Предприниматель Виктор Учаев организовал торговлю быстро, так как посчитал, что из-за эмбарго спрос на фермерскую продукцию вырос. А магазинах она все еще не доступна, и фермерам приходится отдавать свою продукцию за копейки перекупщикам.
"Они специально закупили упаковку, упаковочный цех открыли, фасовочный цех, и теперь поставляют нам, мы гарантируем. Забираем у них всю молочную продукцию, раньше у них была проблема со входом в сети", - говорит Виктор Учаев.
Фермерские проекты и раньше существовали. Но это, как правило, в столице, развлечение для избалованной публики - пучок петрушки за 300 рублей, варенье от бабушки за 700. Здесь же действительно продукты для среднего класса, по рыночным ценам и даже ниже. До конца года владельцы планируют открыть еще 5 магазинов - то есть основать первую фермерскую сеть в России.
"Когда у русского народа возникают большие проблемы, то они начинают объединяться. Наши фермеры приехали к нам в Минсельхоз, попросили нас открыть данный магазин, всячески они помогали нам по открытию, платили, вступали в наш кооператив, платили первоначальные взносы, на эти взносы мы и открыли этот магазин", - рассказывает Виктор Учаев.
Виктор Учаев считает, что в переходный период будет трудно и магазинам, и покупателям. И цены могут скакать, пока не вырастет сильный внутренний рынок. Сельскому хозяйству в России предстоит сделать рывок, экономическое чудо. То, во что многие скептики сегодня не верят.
"Инновационный цикл в сельском хозяйстве длинный, это несколько лет. А это довольно рискованные инвестиции. Во-первых, потому что длинные, во-вторых, потому что связаны с погодными условиями, а в-третьих, что, наверное, самое важное в нашей стране, потому что они требуют предсказуемых условий игры. Я думаю, что значительных инвестиций в сельское хозяйство не будет", - говорит редактор отдела экономики ИД "Коммерсантъ" Максим Кваша.
10 лет назад на российское сельское хозяйство многие тоже смотрели с пессимизмом. Тогда импорт продуктов достигал чуть ли не 80%. Сегодня наоборот, больше половины рынка - отечественный товар. Рост начался с Нацпроекта "Сельское хозяйство", когда на село пришли дешевые кредиты. Ровно 8 лет назад производитель форели, Николай Федоренко, мечтал о расширении.
"Я тогда выращивал 300 тонн рыбы всего лишь, а сейчас выращиваю 500 тонн товарной рыбы, плюс малек, 300 тонн, - отмечает сегодня Николай Федоренко. - У меня появилось еще два хозяйства в Онежском озере".
Это хозяйство невозможно узнать. Изменились технологии, появились новые садки. Выросли дети и помогают вести бизнес. Только сам Николай Федоренко за восемь лет не изменился. И не стал богатым человеком, всю прибыль - вкладывает в производство, чтобы меньше пользоваться кредитами. В этом году цену на форель придется поднять, но связано это не с эмбарго, а с курсом валюты.
"Поднялись цены на евро, а мы зависим полностью. Весь комбикорм мы закупаем", - отмечает Николай Федоренко.
В Министерстве сельского хозяйства уже объявили о том, что объем субсидий в этом году будет увеличен в полтора раза. Это придаст стимул агропромышленному комплексу. Так как на Западе господдержка сельского хозяйства в разы больше, чем в России - честной конкуренции на рынке, можно сказать, и не было.
Фермер Николай Сидоренко считает, что если бы тот же комбикорм в России субсидировали, как это делают в Финляндии, - эта радужная форель была бы вне конкуренции. Даже без эмбарго.