Российские пограничники на КПП «Куйбышево» приняли новую группу беженцев с Украины
110 человек, большинство - дети дошкольного возраста. Всех уже разместили в стационарном временном пункте - такие открыты в разных российских регионах.
В Северной Осетии, которая среди первых приняла вынужденных переселенцев - людям помогают с жильем, с работой. Дети пошли в школы и с интересом учат национальный язык республики.
Дети за руку, в колясках, и просто – бегающие по уютным зеленым аллеям. В санаториях и пансионатах Северной Осетии, куда расселяют семьи из Украины, они - повсюду. По неофициальной статистике, среди приехавших, на одного взрослого - трое детей.
В горах недалеко от Владикавказа находится санаторий Тамиск. Сейчас он стал одним из 4 пунктов временного размещения беженцев из Украины. Вот в таких корпусах живет около ста человек.
Татьяна Сподобаева из Горловки уехала сразу как только украинские самолеты начали бомбить город. У нее девять детей. И она не могла ими рисковать.
"Две девочки старшие по 16 лет. Поступили в техникум во Владикавказе торгово-экономический. Одна на бухучет, а вторая-техник-технолог", - говорит Татьяна Сподобаева.
Здесь у всех похожие истории. Не отъезда – побега. Страх до сих пор не отпускает. Некоторые боятся поворачиваться к камере лицом. У одной из женщин муж в ополчении, а на Украине остались родители и она боится мести так называемой нацгвардии.
"У них есть списки, у них есть все паспортные данные, фотографии. Они ходят по дворам и расстреливают ополченцев, если такие остались. И семьи, и родителей. Не останавливаются ни перед чем", - говорят беженцы.
Красота кавказских гор понемногу помогает справиться с тревогой – говорит Виктория Клековкина - условия, действительно, санаторные. Беженцам бесплатно предложили пройти любые лечебные процедуры. Но главное - уже в ближайшие дни многие отправятся на собеседования к работодателям. Домой им возвращаться некуда.
"Город кое-как еще живет и существует, но он пустой город. Не работают предприятия, все разбито, дома разбиты", - говорит Виктория Клековкина.
Взрослые пока боятся загадывать далеко и живут маленькими радостями. Самым младшим привезли столько игрушек, что они не умещаются на широких подоконниках. У школьников – новенькая форма, нарядные туфли и портфели со всем необходимым. Детям выдали медицинские полисы и даже котам, без которых малыши отказывались уезжать - сделали прививки.
Директор школы очень переживает за своих новых учеников. Здесь, в разных классах, теперь учатся два десятка мальчишек и девчонок из семей беженцев.
"У большинства детей повышенный уровень тревожности. Мальчик во втором классе при одном напоминании о своей школе - сразу в слезы", - рассказывает она.
Необязательный осетинский хотят учить все, чьи родители решили остаться жить в Северной Осетии.
"С мамой и двумя братьями приехали из Краматорска. Мы жили недалеко от аэродрома и там каждый вечер стреляли. Было страшно", - говорит Лиза Бежан.
Мама Лизы Наталья - рентгенолаборант. Ей уже предложили работу в одной из больниц Владикавказа. Но пока семья подбирает жилье в городе - трудится в столовой пансионата.
"Где работа нужна, люди наши не отказываются. Даже приезжают арендаторы из сел, зовут на работу собирать помидоры. Здесь у нас есть девочки, которые ездят на автомойку, моют машины. Стараются без дела не сидеть", - говорит она.
Сейчас в Северной Осетии живет около тысячи беженцев из Украины. Большинство – у родственников и знакомых. Кто-то уезжает жить и работать в другие регионы, кто-то остается в республике. Но почти все, так или иначе, связывают свои надежды на будущее с Россией.